Свободный
и потому всегда неожиданный
Александру Володину – 80 лет
Александр Володин – человек
непредсказуемый. После войны он закончил
сценарное отделение ВГИКа, но впервые стал
известен как драматург. После непривычно дерзкой
для того времени “Фабричной девчонки”, которая
вызвала столько нападок и столько восторгов,
появились “Пять вечеров” – пьеса нежная и
грустная. О долгом ожидании, о нерастраченных
чувствах.
И так всегда. Все ждут от него одного, а
он непременно выдаст другое. Получив признание
как драматург, он вдруг уходит в кинематограф.
“Похождения зубного врача”, “Фокусник”.
Сценарии с непривычной интригой, со странными,
чудаковатыми героями. С прекрасными, загадочными
женщинами.
Когда театры перестали ждать, а новые
поколения зрителей знали его в основном как
автора “Осеннего марафона”, неожиданно
появились его необычные пьесы. Две из них, может
быть, лучшие – “Две стрелы” и “Ящерица” – до
сих пор, на мой взгляд, не нашли равного себе
сценического воплощения.
А какие стихи он пишет! Простые, ясные.
Где каждая строчка продиктована чувством, по
слову его любимого поэта Бориса Пастернака.
А чего стоят его поразительные “Записки
нетрезвого человека”! Или “Попытка покаяния”, с
несколькими главками из которой “Первое
сентября” знакомит своих читателей.
...Повинуясь только велению души, живой,
абсолютно честный перед собой и потому свободный,
и потому всегда неожиданный для нас Александр
Володин.
И вот пожалуйста – ему исполнилось
восемьдесят!
Вот это да! Вот удивил так удивил!
Александр Володин
“Попытка покаяния”
Главы из книги
А над ним – ангелы
В телефонном разговоре журналистка
спросила: “Какое произведение искусства
произвело на вас самое сильное впечатление в эту
неделю?” Я сказал, что об этой неделе – не могу,
телевизор смотрю редко... Сказал бы о Пастернаке,
об Иисусе Христе, но они не в эту неделю жили.
Но, вспомнил, недавно я сделал открытие:
знакомая подарила мне книгу Венедикта Ерофеева
“Москва – Петушки”, которую я, к великому ее
изумлению, никогда прежде не читал.
Замечательная книга только сейчас попала мне в
руки. Я читаю ее, как стихи. Герой ее – пьющий,
дивно одаренный человек, над которым как бы парят
доброжелательные ангелы. К чему они его привели,
я пока не знаю: книжка еще не дочитана. Но я и
сейчас могу сказать, что этот алкоголик был куда
выше многих наших самых высоких политиков, над
которыми, по-моему, все-таки нет ангелов.
Булат Окуджава
В песнях звучала невероятная его душа. И
тем самым он пронзал души многих и многих – и
нонконформистов, и коммунистов, мещан и поэтов,
даже номенклатурных миллионеров. Да и теперь
души некоторых “новых русских”.
Чем пронзал? Болью своей души и в то же
время – ощущением счастья единственной жизни,
подаренной нам. Почти каждого в самой глубине
души эти чувства нет-нет, а посещают. Своим
существованием он объединил, сроднил друг с
другом самых разных людей, то есть сделал то, чего
никак не могут нынешние президенты.
У Булата в песнях женщины были прекрасны,
совершенны, идеальны. Мне они представлялись в
белом одеянии. “Ты появишься у двери, в чем-то
белом, без причуд. В чем-то впрямь из тех материй,
из которых хлопья шьют...” Это Пастернак. А у
Булата – “Ваше величество женщина...”
Были у него тяжелые состояния, были.
Звонил по телефону: “Шура (так меня звали в
детстве, откуда он мог знать?), я к тебе приду?
Только гитары у тебя нет?” Разлюбил петь!..
Годы, годы... Встречи в Москве, встречи в
Ленинграде, мне казалось, что это вся жизнь наша
прошла рядом. Писать обо всем, что роднило нас, и
трудно, и нескромно.
И вот половины моей души без него не
стало. Как буду жить с оставшейся?
В последнее время он болел. Но как-то
позвонил: “Когда сможешь – приезжай. Я
выздоравливаю. Снова начинаю писать, хоть
несколько строчек в день, о себе. Да и все мы, в
конце концов, пишем о себе...”
Я приехал.
Он дал почитать небольшую новеллу о том,
как он в какой-то маленькой стране стоял на улице
и вдруг мимо проезжает машина, в которой –
королева этой страны. Он узнает ее по фотографиям.
Королева оглянулась на него. Потом еще раз
оглянулась. Булат написал ей письмо с вопросом,
почему она на него оглядывалась. Она сразу же
ответила: “Потому что вы не сняли шляпу”.
Мы знаем, что есть две сверхдержавы:
Россия и Америка. А не вернее было бы считать, что
есть, скажем, одна сверхдержава, например
Швейцария. Люди там живут хорошо и ни с кем не
воюют. Простите, это к слову.
А про шляпу – это юмор снова пробуждался
у выздоравливающего Булата.
Светлым он ушел от нас, оставив многим
частицу своего света.
* * *
Вот уже и близится время прощаться с
моим театром двадцатого века.
Я полюбил его неистово еще в школьные
предвоенные годы. Низкорослый желтенький домик
на Таганской площади (филиал Малого театра –
теперь Театр на Таганке). Спектакль “Без вины
виноватые”. И горло стиснулось в ниточку, и слезы,
слезы... У меня так же было, как у Незнамова, – ни
матери, ни отца. Я еще раз прорвался на этот
спектакль, и снова – слезы, и в третий раз – опять...
Потом выяснилось, что есть МХАТ! “У врат
царства” Гамсуна, где заглавную роль играл
Качалов! “Дни Турбиных”... Уже и Хмелева мы не
увидим.
Тошно было видеть спектакли о войне. К
примеру, это: стук каблуков кирзовых сапог по
деревянным доскам сцены. А где – глина, снег,
болота?..
Когда кончилась бесконечная война, я
получеловеком вернулся “в гражданку”.
Двадцатый век перевалил на вторую свою половину.
А театр? Впервые после войны я ринулся в театр.
Блистающие ярусы, очень хорошие артисты... а
театра на сцене нет! Он был убит войной. Долгие
годы он пытался ожить. Это сразу же пресекалось
начальством. Олег Ефремов говорил мне: “Если
меня посадят, ты будешь носить мне передачи, если
тебя посадят, я буду носить тебе передачи”.
Но далее начались отдельные взрывы:
театр Товстоногова, театр Любимова на Таганке,
театр Эфроса. А теперь – это всем знакомо – Марк
Захаров, Олег Янковский, Александр Абдулов –
любимые мои. А в зале – “новые русские” с
сотовыми телефонами.
Появились театрики и в подвалах –
ростки двадцать первого века. Печальные или нет?
Неизвестно.
|