Маленький
мир, где нет мелочей
Если дружба, то на всю жизнь, а если
вражда...
Кому же нравится, когда дети
ссорятся? Но как прожить в классе без конфликтов?
Взрослым непросто, и у детей так же. Вмешиваться
или не вмешиваться? Быть судьей, адвокатом,
прокурором или просто свидетелем? Как часто мы
попросту растаскиваем драчунов по углам и
глубокомысленно пытаемся рассуждать о детских
конфликтах. Не лучше ли все же организовать в
классе такую особенную жизнь, в которой
постепенно исчезнет повод для ссор, а между
детьми и взрослыми будет принят негласный кодекс
чести?
Школьный класс – это
целый мир. Мир тридцати. Любые изменения во
взаимоотношениях хотя бы двоих ребят – камень,
брошенный в воду. Круги расходятся долго. У
мальчиков конфликты, как правило, заметнее, но
поверхностнее. У девочек они меньше бросаются в
глаза, но переживаются глубже.
Слили два пятых класса. Два разных коллектива,
отличающихся и по настрою, и по традициям. Через
год, когда слитые поневоле наконец притерлись,
начались личные конфликты и трагедии. Оговорюсь:
речь пойдет о довольно благополучном классе с
хорошей дисциплиной и приличной успеваемостью.
Сидели за одной партой две неразлучные подружки.
Тихие, умные. Одна из них – отличница, другая –
почти. На этом, впрочем, сходство и заканчивалось.
Но не в сходстве дело. Годами могут дружить между
собой очень разные ребята. Все зависит от
соотношения лидер – ведомый. Если такой тандем
взаимно устраивает обе стороны – отношения
будут прочными. Если нет – рано или поздно
распадутся. Но хорошо нам, взрослым, судить об
этом со стороны и свысока. Объяснить-то все можно,
но когда сталкиваешься с реальными
взаимоотношениями и конфликтами в собственном
классе, научные познания не помогают, требуется
нечто совсем другое. А что, извольте понять
самостоятельно. Не подскажет ничей опыт –
слишком неповторимы любые человеческие
отношения.
Девчоночьи трагедии как будто бы складываются из
мелочей. Таня долго болела, Наташе стало скучно
сидеть одной за партой, и она пригласила к себе
Аню. Учителя не препятствовали. Когда Таня
вернулась в класс, Анюта сразу уступила ей
“законное” место. Но Аня с Наташей уже
подружились и на перемене не отходят друг от
друга. Таня ревнует, обижается и ставит условие:
“Я или она”. Наташа оказывается в
затруднительном положении – ей никого не
хочется обижать. Скоро заболевает Аня, но
отношения между Наташей и Таней уже дали трещину,
и теперь всякое недоразумение – а ими буквально
набит любой школьный день – рассматривается как
камешек, намеренно брошенный в чужой огород.
Чем тут можно помочь? Ситуация накаляется, одна
несуразность лепится на другую, и конфликт между
бывшими подругами нарастает как снежный ком.
В классе проходит конкурс праздничных газет.
Девочки уже принципиально работают в разных
группах. Потом газета Тани оказывается в
Наташиных руках. Кстати, намерения были самые
благие. Таня на несколько минут отлучилась с
урока, и Наташа спрятала газету от мальчишек. В
результате – скандал. “Зачем она взяла нашу
газету? – возмущается Таня. – Свою еще не
доделали, а теперь вдруг с нас все спишут!”
Попробуй тут уговори, что газета не задачка по
математике, что списать невозможно. Ссора ведь не
из-за газеты. Газета лишь повод. Но девочки уже
просят, чтобы их рассадили, – больше не желают
даже за одной партой сидеть. И у обеих глаза на
мокром месте, и обе обижены – страдания
нешуточные. Вспоминается свое детство, когда так
же болезненно и бескомпромиссно воспринималась
любая, самая нелепая, мелочь. Подростки не
признают полутонов.
Если дружба – так непременно на всю жизнь и
беспредельно верная.
Если вражда – тоже.
И если эти бури кажутся нам бурями в стакане воды
– мы не правы. Просто у нас другой масштаб, иной
взгляд на жизнь. Мы можем быть снисходительными в
мелочах. Компромиссности мы учимся только
постепенно – с возрастом. Двенадцатилетним нас
не понять.
Разговариваю с каждой из девочек отдельно,
стараясь сгладить острые углы. Смотрят одинаково
недоверчиво. Не могут понять. Время не пришло.
Остается лишь уповать на то, что твои
примирительные слова останутся где-то в уголочке
детской памяти.
Девочки остаются со своими драмами. А я – с
размышлениями. Может ли классный руководитель
справиться с каждым микроконфликтом,
возникающим у ребят? Должен ли он делать это,
пытаясь вмешиваться в их взаимоотношения хотя бы
советом? Невозможно примирить всех. Наверное, и
не нужно пытаться это сделать. Но когда
переживаешь вместе с детьми, безразличной
остаться тоже невозможно.
Мария АМФИЛОХИЕВА
С.-Петербург
|