Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/1999

Архив
Ольга ГРОМОВА

Урок выбора

Педагог дает его своей независимостью, своим стилем и голосом

Тот, кто хоть раз попадал на любой семинар по нетрадиционной методике, знает: главное в этих встречах – общение в перерывах. Днем, вечером, ночами расспрашивают люди друг друга, рассказывают, что пережили, передумали, как учились по-другому работать.
Вот и очередной семинар по подготовке преподавателей в рамках программы развития критического мышления не обошелся без больной темы. Эти семинары проводит Институт “Открытое общество” (Фонд Сороса) в рамках проекта “Чтение и письмо для развития критического мышления”. Методика основана на уважении к мнению ученика, а ее цель – сформировать у него умение и желание учиться творчески.
– Не я вас учу, а мы вместе учимся. И не столько моему предмету, сколько жизни через изучение предмета, – сформулировала принцип работы по этой методике педагог из Самары.
– Хорошо тем, чья школа вся работает в одном русле! – с горечью восклицает другая учительница. – Мы вот учим ребят уважению друг к другу, умению слышать другого, стараться понять, даже если не принимаешь другую точку зрения, уметь работать в группе, принимать общие решения, а они выходят с моего урока и на следующем слышат: “Делай, как сказал учитель. Усвой материал, а свое мнение будешь высказывать, когда вырастешь”. И что? Да, нас дети любят, может быть, больше, чем авторитарных педагогов. Но если ты один в школе, получается, что ты работаешь почти впустую.
– Как же уважение может быть впустую? – В монолог врывается густой бас Бада Огла, американца, ведущего семинар вместе со своей женой Донной. – Вы даете ученику возможность выбора.
Горькие улыбки на лицах отражают одну общую мысль: какой выбор?! Кто наших детей спрашивает, у кого и как они хотят учиться?
Разговор об отношениях с коллегами продолжается, а я все думаю о праве выбора.
Хорошо, конечно, учиться и работать в школе, где все построено на уважении к каждому, где учат умению учиться и жить. Но если вы один в школе работаете так, чего вы добьетесь?
Да и кто сказал, что даже самая хорошая, демократичная школа обязательно перевесит влияние среды, в которой растет ваш ученик? Но, по-моему, вы добьетесь главного – ваши дети увидят, что может быть и другая, не авторитарная манера общения и преподавания. Одним вашим присутствием и стилем работы вы даете каждому ребенку право выбора, ибо он видит два стиля жизни в обществе и два метода обучения. Есть из чего выбирать. Если же вы сдадитесь и решите, что бесполезно быть единственным воином в поле, ученик, живущий в семье, где исповедуют право сильного, видящий в школе только право сильного, будет этого выбора лишен. Как можно выбирать то, чего не видел, не знаешь?
Вот голос замечательной учительницы из Новосибирска Серафимы Бахаревой:
– Все наши лучшие педагоги-новаторы выросли в обычной советской школе. Однообразно жесткой. А выбрали – другое. Почему? Амонашвили, вспоминая детство, говорит об учителе, оставившем след в его душе, – учительнице литературы, отошедшей от школьной программы. Они не изучали и не проходили непрограммное произведение, а читали вместе. Шалва Александрович назвал это подвигом.
– И все же обидно и трудно так работать. Бьешься-бьешься, а тебя никто не слышит. Хорошо, если не мешают, осуждают в кулуарах, крутят пальцем у виска, – сетует коллега.
– А за что ты бьешься? За понимание коллег или доверие и успехи детей? – переспрашивают почти хором учительница из Москвы и психолог из Петербурга.
– Я поняла вот что, – слышен задумчивый голос. – Надо перестать волноваться из-за того, что тебя не понимают коллеги, не признает администрация. Не мешают – можно жить и работать. Надо просто для себя внутренне расставить приоритеты. Если нужно признание коллег, рано или поздно добьешься чего-то. Но дети тогда очень быстро отходят на второй план в этой борьбе за признание. Они уже не так верят тебе. Ты беспокоишься, чтобы тебя поняли взрослые, и начинаешь подсознательно использовать для этого детей.
А если тебе на самом деле важно их доверие, изменение в их отношении к людям и к учебе, в их самооценке – все то, что поможет им потом в жизни, – тогда искренне перестань ждать понимания там, где его нет. Единомышленники рано или поздно найдутся – не в твоей школе, так в другой. Хотя бы один. Просто надо четко уяснить себе, что ты ищешь, о чем беспокоишься.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется...
Что же отзовется, если слово не прозвучит?
Наша уверенность в правильности целей и в нужности своей работы, пусть даже пока в одиночестве, – тоже вопрос свободы выбора: опустить руки легче.
Только из чего тогда будут выбирать наши дети?

Рейтинг@Mail.ru