Чем больше сил школа тратит на
выживание,
тем меньше их остается на то, чтобы заниматься
детьми
На этом месте должна
была быть заметка о внутренних резервах школы.
Неделю назад на заседании редколлегии мы решили,
что слишком часто в последнее время говорят: у
государства нет средств содержать школу, бюджету
надо сократить расходы, школа должна искать
внутренние резервы для выживания.
Нас как будто приучают к тому, что спасение
утопающей школы – дело рук утопающих учителей, а
не государства.
Все было ясно: как писать такую заметку о
внутренних резервах школы и как раскрыть
абсолютно лицемерную, антишкольную основу
такого подхода – стремление еще больше
разъединить учителя и ребенка. Когда-то, четверть
века назад, мой первый директор школы, где я
работал учителем физики, распекая учителей за
плохую работу, обязательно заканчивал педсовет
традиционной фразой: «Повернитесь лицом к
детям!»
Между школой и детьми
Образовательная политика в России
привела к тому, что отчуждение между школой и
детьми усиливается с каждым днем. Школе просто не
до учеников: выжить бы. И когда правительство или
экономисты от образования пытаются заставить
школу перейти на автономное плавание – «больше
использовать внутренние резервы», они не
понимают, что по закону сохранения энергии – чем
больше сил уходит на выживание, тем меньше их
остается на то, чтобы заниматься детьми.
Школа отворачивается от ребенка не по злому
умыслу, а потому, что ей просто не хватает сил, не
хватает энергии заниматься одновременно и
выживанием, и образованием.
...Но для тех, кто решает судьбу экономики, судьбу
государства, кто оперирует огромными числами,
миллионами жителей страны, миллиардами рублей
бюджета, десятками тысяч школ, – для них
отчуждение школы и ребенка такой слабый
аргумент, так неубедительно – все равно что
встать на заседании правительства и обратиться к
министрам: «Повернитесь лицом к детям!» Никто и
не услышит, просто выведут из зала заседаний –
чтобы не мешал работать.
И даже когда смерть детей жестокой и нелепой
трагедией показала всем: смотрите, мы без
призора, – даже этого никто не заметил.
Несчастный случай
В Подмосковье, в Балашихе, три
девочки-школьницы выбросились из окна восьмого
этажа.
И уже ни о чем другом и думать невозможно, и
писать о чем-то другом уже нельзя.
Все – учителя, ребята, которые учились с
погибшими, родственники – говорят, что девочки
ничем не выделялись и от них никак нельзя было
ожидать такого. Девочки были незаметными. Их
жизнь и драма были незаметными и не замеченными
никем.
Милиционеры считают самыми реальными версиями
несчастный случай или любовь всех трех девочек к
одному мальчику.
И то и другое вполне может быть. Но главная
причина – не замеченная взрослыми, но полная
драматических переживаний жизнь детей. Детские
беды и вообще вся детская жизнь проходят вне поля
зрения взрослых – прежде всего педагогов.
Это и есть главный результат того, что школа
вынуждена заниматься больше собой, чем детьми.
Стена отчуждения между школой и детьми рано или
поздно должна была проявиться, из невидимой
стать явной и предъявить доказательства этого
отчуждения. Три смерти в Балашихе, как ни тяжело
об этом говорить, как ни страшно, означают, что
предоставленные сами себе дети оказались без
опыта и мудрости взрослых. Мы ведь не оставим
несмышленого малыша одного в комнате, где на
каждом шагу опасности: спички, розетки, открытая
дверь на балкон... Если маленький ребенок
останется наедине с опасностями взрослой жизни
– его гибель неизбежна. Это происходит только
тогда, когда взрослые забывают о детях,
отворачиваются от них.
Но оказывается, что самый детский общественный
институт – школу – можно довести до такого
состояния, что ей будет не до детей.
А называется это – перевести школу на
«внутренние резервы». Это беда, это и есть тот
самый несчастный случай, в результате которого
несчастная любовь трех девочек-подростков
становится без учительской страховки не
причиной радости или взросления, а причиной
гибели.
Дайте школе повернуться к детям.
Иначе они погибнут.
|