Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/1999

Архив

Я познаю мир.
Детская энциклопедия. Физика.
/Сост. А.А. Леонович. Общ. ред. О.Г.Хинн – М.: АСТ, 199
8

Нужно сразу признаться, что в детстве я очень любил такие книги. Тогда еще совсем не хотелось видеть в книге по физике множество формул и графиков, а хотелось именно расширить кругозор. Расширение кругозора заявлено как основная цель книги, и она вполне достигнута, причем без единой формулы. Кстати, если дети еще не подросли, то, может быть, расширить кругозор стоит пока родителям, чтобы быть готовыми к “почемучеванию” детей.
Книга состоит из 8 глав (“Мир движений”, “Мир двух стихий”, “Мир тепла”, “Мир электричества”, “Мир магнетизма”, “Мир звука”, “Мир света”, “Великие и малые миры”), которые разбиты на множество мелких, на 2–3 странички (всего страниц 480), рассказов, начинающихся словами “как”, “что” и “почему”. Поэтому читать можно практически с любого места, а предметно-именной указатель позволяет легко найти интересующую информацию. Недостатком, правда, является то, что содержание разбито по разделам. Из-за этого приходится как бы дважды искать содержание.
Возможно, что название книги следовало бы изменить на “Физика и техника”, поскольку повествование о технике или технических аспектах физики занимает значительную часть текста. На первый взгляд книга кажется слишком технократичной (даже немного в духе 50–60-х годов: “Без техники не построить коммунизм”), но постепенно это ощущение исчезает, а эпилог (возможно, особенно скептически настроенным в этом отношении родителям следует прочесть вначале эпилог и решить, покупать книгу или нет) полностью стирает ощущение избыточного технократизма.
Так как присутствует большое количество примеров из техники, то, разумеется, есть и много примеров из военной техники. Однако при внимательном чтении обнаруживается нормальное, то есть не промилитаристское, отношение автора к этой проблеме.
Повествование ведется разговорным стилем, встречаются словечки, еще мало привычные в подобной литературе, или обыгрывается двойной смысл слов. Взрослые могут к этому по-разному относиться, а вот детям обычно нравится. Хотя здесь очень важно не перегнуть палку в сторону фривольности изложения.
Книга иллюстрирована забавными рисунками составителя, которые практически всегда оказываются достаточными для иллюстрации описываемых явлений. Стремление выдержать книгу в одном стиле иногда приводит к недоразумениям (а возможно, они связаны с несколько компилятивным характером книги). Например, нельзя писать “всмотримся... в снимок”, если сам снимок отсутствует. Можно было бы просто нарисовать в авторском стиле соответствующую картинку также и в случае обсуждения силовых линий... Возможно, следовало постараться органично включить и другие иллюстрации (кроме авторских).
В заключении каждой главы есть небольшой набор вопросов для самостоятельного обдумывания. Как правило, они посвящены каким-то явлениям, часто встречающимся в обычной жизни, и их легко самостоятельно пронаблюдать. Встречаются и исключения: слишком кратко заданные вопросы на не очень привычные для школьника 6 класса (и младше) темы, требующие, как мне кажется, дополнительных пояснений.
Кроме основного текста включены врезки, посвященные великим деятелям науки и техники. Как правило, они появляются там, где идет речь о соответствующих открытиях и изобретениях, хотя есть и некоторые исключения (например, при рассказе о вычислительных устройствах разумнее было бы поместить, например, портрет Норберта Винера, а не Роджера Бэкона; или при рассказе о рычагах с изображением Земли, точки опоры и рычага было бы правильно поместить портрет Архимеда или хотя бы его упомянуть).
Конечно, в книге есть и другие мелкие недочеты. Это, например, использование редкого сейчас в школьной физике термина “количество движения” без указания более популярного синонима. Когда речь идет о приливах, то рассказывается только о лунных приливах, и если любознательный школьник начнет сравнивать известную ему информацию о наблюдениях приливов с рассказом, то обнаружатся расхождения, связанные с влиянием Солнца. При рассказе о третьей космической скорости говорится, что она равна 17 км/с, но не сказано, при каких условиях (а сама Земля вращается вокруг Солнца со скоростью 30 км/с и никуда не улетает). Путано рассказано о магнитных полюсах Земли и о рентгеновских пульсарах. Как обычно, 6-метровый телескоп в САО РАН назван крупнейшим, хотя он таковым уже не является. Но все это достаточно мелкие недостатки, связанные, видимо, с нежеланием перегружать книгу.
Отметим еще вот какой недочет. В книге в отличие от журнальной статьи нельзя писать “этим летом” и даже “в 1995 году мы будем...” (напомню, что книга вышла в 1998 году). Книга живет долго, и это обязательно нужно учитывать.
В заключение можно сказать, что это замечательная книга для чтения, пусть и без ярких иллюстраций и глянцевой бумаги, но от этого не менее интересная и познавательная.

Сергей ПОПОВ
Рейтинг@Mail.ru