Я познаю мир.
Детская энциклопедия. Физика.
/Сост. А.А. Леонович. Общ. ред. О.Г.Хинн – М.: АСТ, 1998
Нужно сразу признаться, что в детстве я
очень любил такие книги. Тогда еще совсем не
хотелось видеть в книге по физике множество
формул и графиков, а хотелось именно расширить
кругозор. Расширение кругозора заявлено как
основная цель книги, и она вполне достигнута,
причем без единой формулы. Кстати, если дети еще
не подросли, то, может быть, расширить кругозор
стоит пока родителям, чтобы быть готовыми к
“почемучеванию” детей.
Книга состоит из 8 глав (“Мир движений”, “Мир
двух стихий”, “Мир тепла”, “Мир электричества”,
“Мир магнетизма”, “Мир звука”, “Мир света”,
“Великие и малые миры”), которые разбиты на
множество мелких, на 2–3 странички (всего страниц
480), рассказов, начинающихся словами “как”,
“что” и “почему”. Поэтому читать можно
практически с любого места, а предметно-именной
указатель позволяет легко найти интересующую
информацию. Недостатком, правда, является то, что
содержание разбито по разделам. Из-за этого
приходится как бы дважды искать содержание.
Возможно, что название книги следовало бы
изменить на “Физика и техника”, поскольку
повествование о технике или технических
аспектах физики занимает значительную часть
текста. На первый взгляд книга кажется слишком
технократичной (даже немного в духе 50–60-х годов:
“Без техники не построить коммунизм”), но
постепенно это ощущение исчезает, а эпилог (возможно,
особенно скептически настроенным в этом
отношении родителям следует прочесть вначале
эпилог и решить, покупать книгу или нет)
полностью стирает ощущение избыточного
технократизма.
Так как присутствует большое количество
примеров из техники, то, разумеется, есть и много
примеров из военной техники. Однако при
внимательном чтении обнаруживается нормальное,
то есть не промилитаристское, отношение автора к
этой проблеме.
Повествование ведется разговорным стилем,
встречаются словечки, еще мало привычные в
подобной литературе, или обыгрывается двойной
смысл слов. Взрослые могут к этому по-разному
относиться, а вот детям обычно нравится. Хотя
здесь очень важно не перегнуть палку в сторону
фривольности изложения.
Книга иллюстрирована забавными рисунками
составителя, которые практически всегда
оказываются достаточными для иллюстрации
описываемых явлений. Стремление выдержать книгу
в одном стиле иногда приводит к недоразумениям (а
возможно, они связаны с несколько компилятивным
характером книги). Например, нельзя писать
“всмотримся... в снимок”, если сам снимок
отсутствует. Можно было бы просто нарисовать в
авторском стиле соответствующую картинку также
и в случае обсуждения силовых линий... Возможно,
следовало постараться органично включить и
другие иллюстрации (кроме авторских).
В заключении каждой главы есть небольшой набор
вопросов для самостоятельного обдумывания. Как
правило, они посвящены каким-то явлениям, часто
встречающимся в обычной жизни, и их легко
самостоятельно пронаблюдать. Встречаются и
исключения: слишком кратко заданные вопросы на
не очень привычные для школьника 6 класса (и
младше) темы, требующие, как мне кажется,
дополнительных пояснений.
Кроме основного текста включены врезки,
посвященные великим деятелям науки и техники.
Как правило, они появляются там, где идет речь о
соответствующих открытиях и изобретениях, хотя
есть и некоторые исключения (например, при
рассказе о вычислительных устройствах разумнее
было бы поместить, например, портрет Норберта
Винера, а не Роджера Бэкона; или при рассказе о
рычагах с изображением Земли, точки опоры и
рычага было бы правильно поместить портрет
Архимеда или хотя бы его упомянуть).
Конечно, в книге есть и другие мелкие недочеты.
Это, например, использование редкого сейчас в
школьной физике термина “количество движения”
без указания более популярного синонима. Когда
речь идет о приливах, то рассказывается только о
лунных приливах, и если любознательный школьник
начнет сравнивать известную ему информацию о
наблюдениях приливов с рассказом, то обнаружатся
расхождения, связанные с влиянием Солнца. При
рассказе о третьей космической скорости
говорится, что она равна 17 км/с, но не сказано, при
каких условиях (а сама Земля вращается вокруг
Солнца со скоростью 30 км/с и никуда не улетает).
Путано рассказано о магнитных полюсах Земли и о
рентгеновских пульсарах. Как обычно, 6-метровый
телескоп в САО РАН назван крупнейшим, хотя он
таковым уже не является. Но все это достаточно
мелкие недостатки, связанные, видимо, с
нежеланием перегружать книгу.
Отметим еще вот какой недочет. В книге в отличие
от журнальной статьи нельзя писать “этим летом”
и даже “в 1995 году мы будем...” (напомню, что книга
вышла в 1998 году). Книга живет долго, и это
обязательно нужно учитывать.
В заключение можно сказать, что это
замечательная книга для чтения, пусть и без ярких
иллюстраций и глянцевой бумаги, но от этого не
менее интересная и познавательная.
|