Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/1999

Архив

История в задачах


Лернер И.Я.
Задачник по истории отечества:
6–7 кл. Пособие для учителя.
– М.: Аквариум, 1997. – 240 с.

Главное внимание в настоящем пособии известного методиста И.Я.Лернера уделено качественному усвоению и осмыслению основных фактов и идей курса отечественной истории, предназначенного для учащихся 6–7 классов, на основе проработки каждого важного понятия, процесса, события. Задачник не дублирует школьный учебник, но и не выходит за рамки базисных понятий и проблем, обозначенных в «Истории Отечества» Преображенского и Рыбакова.
Структура сборника отвечает логике развертывания содержания учебника. Каждая глава открывается своего рода мини-программой, в которой отмечены доминантные исторические понятия данной темы, а также цели и задачи соответствующего раздела учебника. Если подобная методическая аннотация обращена в первую очередь к учителю, то содержание параграфов задачника нацелено главным образом на самих учеников.
Характер представленного материала можно проследить по двум направлениям. Во-первых, это разнообразные задания, позволяющие школьникам озаглавить текст (часть текста), выделить главное, существенное, опознать и обозначить признаки объекта, определить понятия, обосновать выводы и способы их доказательств, выявить причинно-следственные взаимосвязи между явлениями, роль и место периодизации в анализе исторического процесса. Данный тип заданий направлен на достижение основной цели учебно-методического пособия – создать условия для наилучшего усвоения и систематизации знаний.
Во-вторых, это проблемно-творческие задачи. Их решение призвано способствовать формированию научного мировоззрения и исторического (то есть диалектического) мышления. К примеру, при изучении темы «Образование единого Российского государства» один из вопросов поставлен следующим образом: «Новгородское княжество было боярской республикой. Московское княжество было монархией. Было ли прогрессивным тогда подчинение республики монархии?» Для ответа на этот вопрос семиклассникам уже недостаточно хорошо изложить факты, приведенные в учебнике, – необходимо конкретно-историческое осмысление различных, противоречивых сторон процесса собирания русских земель вокруг Москвы.
В сборнике также дана методика решения подобных проблемных задач. Понятно, что не всем это под силу. Поэтому в пособии представлен подбор дифференцированных заданий, что важно для индивидуализации обучения. В конце пособия помещены «ключи» к некоторым относительно сложным вопросам.
Кроме детально разработанного методического аппарата, книга включает в себя и множество интересных, малоизвестных для средних школьников фактов, приведение которых не только способствует решению поставленных задач, но и обогащает внутренний мир детей, усиливает их интерес к родной истории. Страницы задачника содержат в себе не только конкретизацию, но и прямое разъяснение смысла текста учебника.
Наконец, в сборнике уделяется внимание и воспитательным аспектам изучения истории. Обращение к людям, традициям, памятникам прошлого есть ненавязчивый путь к патриотизму, что особенно важно, если учесть возраст тех, к кому эта книга обращена.
Настоящее пособие может быть использовано не только на уроках, но и при проведении кружковой и факультативной работы. Например, для построения курса о развитии русской культуры до XIX века или о динамике социальных отношений.

Сергей ЧЕРНЯКОВ
Рейтинг@Mail.ru