История в задачах
Лернер И.Я.
Задачник по истории отечества:
6–7 кл. Пособие для учителя.
– М.: Аквариум, 1997. – 240 с.
Главное внимание в настоящем пособии
известного методиста И.Я.Лернера уделено
качественному усвоению и осмыслению основных
фактов и идей курса отечественной истории,
предназначенного для учащихся 6–7 классов, на
основе проработки каждого важного понятия,
процесса, события. Задачник не дублирует
школьный учебник, но и не выходит за рамки
базисных понятий и проблем, обозначенных в
«Истории Отечества» Преображенского и Рыбакова.
Структура сборника отвечает логике
развертывания содержания учебника. Каждая глава
открывается своего рода мини-программой, в
которой отмечены доминантные исторические
понятия данной темы, а также цели и задачи
соответствующего раздела учебника. Если
подобная методическая аннотация обращена в
первую очередь к учителю, то содержание
параграфов задачника нацелено главным образом
на самих учеников.
Характер представленного материала можно
проследить по двум направлениям. Во-первых, это
разнообразные задания, позволяющие школьникам
озаглавить текст (часть текста), выделить главное,
существенное, опознать и обозначить признаки
объекта, определить понятия, обосновать выводы и
способы их доказательств, выявить причинно-следственные
взаимосвязи между явлениями, роль и место
периодизации в анализе исторического процесса.
Данный тип заданий направлен на достижение
основной цели учебно-методического пособия –
создать условия для наилучшего усвоения и
систематизации знаний.
Во-вторых, это проблемно-творческие задачи. Их
решение призвано способствовать формированию
научного мировоззрения и исторического (то есть
диалектического) мышления. К примеру, при
изучении темы «Образование единого Российского
государства» один из вопросов поставлен
следующим образом: «Новгородское княжество было
боярской республикой. Московское княжество было
монархией. Было ли прогрессивным тогда
подчинение республики монархии?» Для ответа на
этот вопрос семиклассникам уже недостаточно
хорошо изложить факты, приведенные в учебнике, –
необходимо конкретно-историческое осмысление
различных, противоречивых сторон процесса
собирания русских земель вокруг Москвы.
В сборнике также дана методика решения подобных
проблемных задач. Понятно, что не всем это под
силу. Поэтому в пособии представлен подбор
дифференцированных заданий, что важно для
индивидуализации обучения. В конце пособия
помещены «ключи» к некоторым относительно
сложным вопросам.
Кроме детально разработанного методического
аппарата, книга включает в себя и множество
интересных, малоизвестных для средних
школьников фактов, приведение которых не только
способствует решению поставленных задач, но и
обогащает внутренний мир детей, усиливает их
интерес к родной истории. Страницы задачника
содержат в себе не только конкретизацию, но и
прямое разъяснение смысла текста учебника.
Наконец, в сборнике уделяется внимание и
воспитательным аспектам изучения истории.
Обращение к людям, традициям, памятникам
прошлого есть ненавязчивый путь к патриотизму,
что особенно важно, если учесть возраст тех, к
кому эта книга обращена.
Настоящее пособие может быть использовано не
только на уроках, но и при проведении кружковой и
факультативной работы. Например, для построения
курса о развитии русской культуры до XIX века или о
динамике социальных отношений.
|