Откровение от Иоанна IV
Юрганов А.Л.
Категории русской
средневековой культуры.
М.: МИРОС,
Институт “Открытое общество”, 1998
Юрганов А.Л.
Категории русской
средневековой культуры.
М.: МИРОС,
Институт “Открытое общество”, 1998
ачну с совета. Странного для
положительной рецензии. По-моему, книгу не стоит
читать с начала. Иначе получится, что странице на
пятой “Введения” читатель воскликнет, как
Воланд у Булгакова: “Может, и умно, да больно
непонятно”. Да еще припомнит, что раньше
положено было начинать с цитаты из В.И.Ленина и
ритуальных поз противостояния буржуазной науке.
Теперь вместо Ленина – Лосев, а ритуальная поза
вроде бы обращена к науке советской. И
споткнувшись о “постмодернизм” (раньше
“соцреализм”), человек отложит книгу в сторону.
Но сам же останется в дураках.
Потому что основное содержание – никакой не
“постмодернизм”, а виртуозная реконструкция
мировоззрения и особенностей мышления нашего
прапрапра... дедушки. Именно его глазами
рассматриваются основные события XV–XVII веков,
знакомые по учебникам. Вообще-то такой подход для
советской науки был нехарактерен.
М.И.Стеблин-Каменский или А.Я.Гуревич (с названием
его знаменитого исследования перекликается
юргановское заглавие) – исключения из правил. А
непосредственные предшественники автора книги,
в том числе и его учитель В.Б.Кобрин, главное
внимание уделяли социально-экономической
истории.
Новый подход и талант Шерлока Холмса помогли
Юрганову расшифровать “Лаодикийское послание”.
Напомним: при дворе Ивана III сформировался кружок
образованных вольнодумцев во главе с дьяком
Федором Курицыным. Они были осуждены и казнены за
“иудаистский уклон”. И уже много десятилетий
продолжается научная дискуссия: насколько
обоснованы эти обвинения? Сложность в том, что мы
судим о “еретиках” со слов тех, кто отправил их
на костер. “Лаодикийское послание” – “по
существу, единственный полноценный памятник”,
оставшийся от Ф.Курицына и его товарищей.
Короткий (10 строк) текст для современного
читателя – хитросплетение загадок. А.Л.Юрганов
убедительно доказывает, что речь в нем идет об
апостоле Павле и “весь пафос послания – в
торжестве христианства” (с. 258).
Конечно, в наше время не предосудительны ни
иудаизм, ни дзен-буддизм. Важно то, что далекие
предтечи нынешней интеллигенции оказались
жертвами не религиозной распри, но заведомой
клеветы противников (“иосифлян”). А кличка
“жидовствующие” застряла в историографии по
принципу “горе побежденным”. Если религиозное
мировоззрение обоснованно и какая-то загробная
жизнь действительно существует, то Юрганова
благодарит не рецензент-современник Смирнов, а
души мучеников.
Следующий детективный сюжет связан с “загадкой
государственной символики”: что за всадник
поражает змия копьем? почему на ранних печатях
копье без наконечника? копье ли это вообще?
наконец, почему в некоторых источниках “ездец”
предстает голым или полуголым? Не будем лишать
читателя удовольствия, заранее подсказывая
ответ. Скажем только, что от символики (которая
значила в Средние века очень много)
исследователь переходит к теме “Опричнина и
Страшный суд”, демонстрируя при этом мастерское
использование источников совершенно разного
характера и происхождения. Греческие
эсхатологические сочинения, средневековая
зоология, архитектурные проекты etc. Главный
вопрос: как воспринимал опричный террор сам его
организатор? Иван Васильевич был не только
садистом (в отличие от Сталина любил убивать
собственноручно), но и образованнейшим человеком
своего времени, серьезным богословом. Изучив
“Откровение” Мефодия Патарского и Житие Андрея
Юродивого, он счел себя одним из главных героев
апокалипсических пророчеств. И всем своим
действиям давал богословское обоснование.
Оказывается, нет такого преступления, которое
нельзя было бы оправдать (логично и по-своему
убедительно) в рамках идеологии, основанной
вроде бы на “возлюби ближнего...”
Версия Юрганова объясняет многие парадоксы XVI
века. Наверное, она не отменяет той
социально-экономической и политической истории,
над которой работали его предшественники. И сам
автор не ставит вопрос подобным образом.
Апокалипсические эксперименты царя Ивана не
имели бы такого масштаба и таких последствий,
если бы не “обожествление великокняжеской
власти” и не традиция тотального холопства. Ее
развитие тоже прослеживается в книге – от
особенностей освоения Северо-Восточной Руси, от
наслоившихся ордынских порядков, от
“военно-административного характера городов”
(с. 222–236).
Да простится мне современная аналогия: у
Н.С.Хрущева или, например, Е.Т.Гайдара были
собственные мифы. Причем эти политики не
притворялись, а скорее всего действительно жили
в своих мифах, и их искреннюю веру разделяло
большинство соотечественников. Естественно,
новейшую историю России мы будем изучать, исходя
прежде всего из реальных
социально-экономических процессов и интересов,
которые порождают ту или иную идею и превращают
ее в материальную силу. Но у мифа есть своя
внутренняя логика, а также этика с эстетикой. Не
рассмотрев его изнутри, мы многого не поймем.
Почему, например, либеральные реформы в РФ
добровольно поддержали не только те, кто от них
выиграл, но и миллионы тех, кто очевидно
проигрывал?
Наверное, мы отличаемся от предков не тем, что
свободны от мифов. В дискуссии по поводу своей
книги А.Л.Юрганов справедливо заметил, что многие
современные истины лет через пятьсот будут
восприниматься примерно так же, как сейчас
“Домострой”. Наше преимущество – в большей
способности к критическому переосмыслению
любимой мифологии. И в том, что нам с автором
книги не придет в голову по ходу дискуссии
схватиться за ножи и кромсать друг друга так, как
это сделали, например, с несчастным епископом
Феодором. Епископа обвинил в ереси... нет, не
жестокий царь Иван, а святой князь Андрей
Боголюбский: “его осекоша и язык урезаша, яко
злодею еретику и руку правую отсекоша и очи ему
выняша” (с. 12).
Современные российские мифы – это, как правило,
“перевернутые стереотипы” (В.Б.Кобрин)
советской идеологии. Видное место среди них
занимает “Святая Русь”. Поврежденный
Просвещением и революциями идеал христианского
общества. Реальные источники, на которых
построена книга “Категории русской
средневековой культуры”, оставляют совсем
другое впечатление. Куда более гнетущее, чем
работы А.Я.Гуревича по западноевропейскому
средневековью. И даже чем история майя или
ацтеков – мы спокойнее воспринимаем их
первобытное зверство, потому что их бог
Уицилопочтли никогда не притворялся добрым.
Высокая религиозная мысль Евангелий – в
значительной мере сохраняющая актуальность до
сих пор! – в Средние века вырождается в магию (“в
сложении перстов при крестном знамении
проявляется сама истина... не условное
обозначение некоего денотата, то есть
представления о чем-либо, а сам мистический
денотат” (с. 91–93), в культ вождей (“обожествление
великокняжеской власти – естественная форма
мировосприятия средневековых людей” (с. 225) и в то
самое фарисейство, с которым постоянно спорил
евангельский Христос. Средневековое богословие
в большой степени сводится к изобретению
хитроумных конструкций, с помощью которых можно
было бы освятить именем основателя учения
нарушение любого из его заветов. Автор уточнит,
что средневековые люди не воспринимали это
крючкотворство как крючкотворство. Но, во-первых,
некоторые все же воспринимали. Их потом пытали и
жгли. Во-вторых, если не воспринимали, значит,
советская формулировка о “мрачном
средневековье” была не так уж далека от
реальности.
Но самое удивительное из того, о чем рассказывает
Юрганов, – проблески живого ума и движения души,
которые преодолевают “естественные формы
мировосприятия”. Казалось бы, сколько раз
пересказывали историю Афанасия Никитина.
Народный герой, увековеченный на пивных
этикетках. Но Юрганов открывает в биографии
этого человека особый и неожиданный драматизм.
Повидав много стран и много разных богов,
Афанасий записал: “Правую веру Бог ведает... Боже
Благий, господи Благий, Исус, дух Божий! Мир тебе,
нет Бога, кроме Аллаха, творца...” (с. 62). Записал
шифром.
|