Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/1999

Архив

Беспроигрышный вариант


Пособие по истории Отечества
для поступающих в вузы:
Учебное пособие. –
М.: Простор, 1998

"Пособие по истории Отечества” для поступающих в вузы – кто из абитуриентов не знаком с произведениями подобного жанра? Сколько бы школьных или даже институтских учебников ни изучил старшеклассник, все равно он для подстраховки приобретет пособие и, может быть, даже не одно. В любом книжном магазине, торгующем педагогической литературой, таких изданий можно найти десяток, а кое-где даже и больше. Сразу понятно, что спрос огромен. И уж, конечно, наибольшей популярностью должны пользоваться пособия, изданные под эгидой университетов. Пособие, изданное издательством “Простор”, под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и других, не имеет университетского грифа, однако на его обложке не случайно изображено здание МГУ. Авторы книги – преподаватели Московского университета, серьезные и известные исследователи, и их труд, естественно, как и написано в аннотации, учитывает “требования, предъявляемые на вступительных экзаменах в вузы по истории России”.
Что ж, откроем столь нужную и полезную книгу...
Тема 1 – “Восточные славяне в древности” – тема интересная, изучавшаяся огромным количеством ученых и к тому же, как известно, породившая многочисленные споры о происхождении славян, времени их расселения на Восточно-Европейской равнине, о том, когда и при каких условиях возникло первое славянское государство. Многое в этом вопросе за последние годы было пересмотрено. Наверное, пособие, написанное преподавателями крупнейшего вуза страны, должно учесть произошедшие перемены и хотя бы вкратце ознакомить с ними абитуриентов.
Ничуть не бывало. Оказывается, “на вступительных экзаменах в вузы по истории” по-прежнему принимается во внимание только мнение академика Б.А.Рыбакова и только его. Как будто не появлялось в последние годы серьезной, обоснованной критики трудов Б.А.Рыбакова, как будто нет в нашей стране других исследователей. Он конечно же единственный современный ученый, упоминаемый при рассказе о восточных славянах в древности, а из всех туманно упомянутых многочисленных гипотез о происхождении слова Русь подробно излагается только рыбаковская – весьма сомнительное и раскритикованное лингвистами предположение о связи этого слова с рекой Рось.
Норманнская теория, естественно, объявлена “несостоятельной” – только почему-то ни слова не говорится о том, что в том виде, в каком ее сформулировали историки восемнадцатого века, эту теорию давно уже никто не исповедует. А вот вопрос о роли, которую играли норманны в жизни Древнерусского государства, – вопрос, очень интересно и глубоко переосмысленный в последние годы, – он, оказывается, здесь совершенно ни при чем.
Но это все мелочи – так, замечания по ходу дела.
Куда важнее другая проблема: а зачем, собственно говоря, вообще нужен такой жанр, как “пособие для поступающих в вузы”?
В пособии, изданном издательством “Простор”, 474 страницы вместе с оглавлением и приложениями. Совершенно ясно, что весь курс русской истории может быть изложен в таком объеме только очень сжато.
Попробуем провести выборочное сравнение. Описание Северной войны занимает здесь две странички с небольшим. В учебнике А.Юрганова и Л.Кацвы этой теме посвящены три больших параграфа. Что ж, упомянутый учебник, быть может, излишне подробен и многословен? Сравним с другими. Общественное движение шестидесятых и семидесятых годов девятнадцатого века описано в пособии на семи страницах. В достаточно лаконичном учебнике П.Н.Зырянова этот же сюжет изложен в четырех параграфах на двадцати шести страницах. Как говорится, почувствуйте разницу...
В чем же смысл пособия для поступающих в вузы? Честно говоря, не совсем понятно. В нем четко, складно и очень-очень коротко излагаются темы школьной программы в объеме, меньшем, чем это делают школьные учебники. Посмотрела бы я на тех же самых авторов пособия, если бы на вступительном экзамене на исторический факультет МГУ им бы изложили причины революции 1905–1907 годов следующим образом: “Донельзя ухудшившееся положение народных масс, нежелание и неспособность царского правительства решать наболевшие вопросы – крестьянский, рабочий и пр., катастрофический ход русско-японской войны – все это привело к революционному взрыву”. Вот и все. Так и слышу экзаменаторов, тут же начинающих дотошно выяснять, а в чем конкретно заключался крестьянский вопрос, а рабочий? А что такое пр.? Под этим, очевидно, скрываются такие “мелочи”, как вопрос об ограничении или уничтожении самодержавия и национальные проблемы.
А ведь приведенная выше цитата как раз из пособия, которое предназначено, очевидно, для того, чтобы помочь абитуриентам подготовиться к вступительным экзаменам. Такая книга имела бы смысл, если бы давала какие-то дополнительные материалы, например, историографию (но состоящую не только из изложения мыслей академика Рыбакова), подробный обзор источников, методические советы по построению ответа, по работе с исторической картой...
Ничего этого в пособии нет. И, увы, совершенно ясно, почему этот жанр вообще существует, процветает и будет, к сожалению, существовать еще много-много лет. Наша отвратительная и коррумпированная система вступительных экзаменов вынуждает несчастных школьников искать поддержки где угодно. Ситуация совершенно абсурдная: вступительные экзамены ведь должны исходить из школьной программы – и больше ни из чего. Между тем всем очень хорошо известно, что во многих вузах, в частности в МГУ, спрашивают намного глубже, требуют досконального знания даже тех фактов и тем, которые в школьных учебниках только упоминаются или рассматриваются вкратце. Отсюда и судорожные попытки старшеклассников и их родителей ухватиться за любую соломинку. Это прежде всего конечно же репетитор, причем желательно работающий на том факультете, куда будет поступать ребенок. Если такой возможности нет, школьники устремляются на многочисленные подготовительные курсы, где им рассказывают примерно то же, что и в школе, только за деньги. Ну и, наконец, может быть, не самый важный в данном случае фактор, но тоже никем не оставляемый без внимания – пособия для поступающих. Пусть они маленькие, примитивные, хуже многих школьных учебников, но ведь их написали преподаватели вуза, им виднее. Простая хитрость, а действует безотказно – в слишком уж отчаянное положение поставлены абитуриенты. Вот и плодятся многочисленные пособия – все довольны, авторы получают гонорары, издатели прибыль, школьники... школьники получают очередную никому не нужную книгу и маленькую надежду, что это им поможет...
Заранее приношу свои извинения, если кому-то покажется, что я пишу излишне резко. Просто из года в год я не перестаю жалеть своих выпускников и их родителей – их нервы, их время и их карманы...

Тамара ЭЙДЕЛЬМАН,
заведующая кафедрой истории
гимназии № 1567 города Москвы
Рейтинг@Mail.ru