Алексеев Н.Н.
Русский народ и государство. –
М.: Аграф, 1998
Алексеев Н.Н.
Русский народ и государство. –
М.: Аграф, 1998
Сборник работ одного из
основоположников евразийства впервые издан в
России. Николай Николаевич Алексеев был
историком, философом и правоведом. Он
единственный разработал законченную теорию
будущего евразийского государства. В книгу
«Русский народ и государство» вошел и главный
труд Алексеева «Современное положение науки о
государстве». Ученый исходил из предположения,
что Россия – это ни Восток, ни Запад, а
находящаяся между ними Евразия. Гарантийное
государство, обеспечивающее основные права
своих граждан, должно строиться на
духовно-нравственном самоограничении верховных
органов, «которые никто не может принудить и
которые могут принуждать только сами себя».
Мысль о построении в России демократического
государства, где народ имеет реальный механизм
для воздействия на верховную власть и ее смены,
Алексеев отвергал. Он полемизировал с
западниками, наиболее ранний из которых –
русский морской агент в Англии во времена Петра I
Федор Салтыков утверждал, что в России «должно
быть все, как в Англии сделано». Алексеев же «как
в Англии» не хотел, считая Россию «совершенно
особым географическим, экономическим и
культурным целым». В предлагаемой Алексеевым
модели государственного устройства главное
заключается в правде взаимного служения народа
– государству, а государства – народу. Концепцию
«естественного права», «правового государства»
и «прав человека» он считал отражающей лишь одну
из линий развития, когда права, первоначально
присущие лишь верхушке общества, постепенно
распространяются на всех его членов.
Альтернативный путь Алексеев видел в постановке
на первое место не прав, а обязанностей. Такое
государство называется «тягловым государством».
Вряд ли теория «тяглового государства» найдет
сегодня много сторонников в России, где народу на
протяжении нескольких столетий довелось
изведать все прелести государственного тягла.
Однако работы Алексеева не стоит отвергать как
ретроградные и давно потерявшие свою
актуальность. Очень многое в них сохраняет свое
значение и сегодня. Например, критическое
изложение основ западной демократии. Алексеев
подчеркивал, что «ясно выраженное меньшинство
было представителем культурных тенденций
государства в мировой истории, а среди этого
меньшинства еще более узкий слой фактически
руководил государством (управляющая группа)».
Здесь мы имеем дело с одной из наиболее ранних
(вторая половина 20-х годов) теорий политической
элиты. А вот интересное суждение о том, что
«ведущим слоем в демократии сначала была
буржуазия, потом с ней стал конкурировать
пролетариат. Современная демократия и есть
временный компромисс этих борющихся классов.
Неофициально управляющей группой в демократии
оказались партийные вожаки и партийные
комитеты… Официальными выразителями этой
олигархии являются государственные органы…»
Алексеев признавал классовую теорию
государства, но сводил ее не к экономическим, а к
психологическим причинам: «Дело здесь не в
простом физическом преобладании, а в способности
имущих властвовать над душами неимущих…
Психическая мощь есть господство над душами
людей, и к этой мощи сводится в конце концов
властвование правящих классов над
большинством». Одним из первых Алексеев указал и
на роль пропаганды и манипулирования
общественным мнением в функционировании
государственного механизма, отметив, что эта
роль коренится в человеческой психике: «Властные
отношения по природе своей иррациональны, в них
присутствует элемент гипнотический, им не чужды
состояния магической очарованности, особого
поклонения и восторга. История культуры
показывает, что властителями первобытных
народов являются жрецы, шаманы, колдуны и маги. В
современности бывают случаи обращения к приемам,
использующим технику массового внушения и
пропаганды. Несомненным преимуществом властных
отношений является то, что они основаны на очень
первичных и элементарных сторонах человеческой
психики, потому обладают значительной
социально-организационной силой. Недостаток их в
опасности чисто личного режима и связанного с
ним произвола». Фактически мыслитель
предостерегал человечество против подчинения
харизматическим вождям. Избавиться от личной
диктатуры в будущем гарантийном государстве
Алексеев надеялся за счет привлечения к
управлению специалистов, обладающих
техническими знаниями в административной сфере.
Как и все евразийцы, Алексеев ставил явно
утопическую цель. Однако в точности анализа
политических структур и связанных с этим
прогнозов ему не откажешь. И его книга вполне
может служить дополнительным пособием для
учителей при преподавании основ государства и
права и граждановедения (хотя последнее название
мне очень не нравится).
|