Энциклопедический словарь юного
историка:
Отечественная история
/ Сост. В.Б.Перхавко. –
М.: Педагогика-Пресс, 1998
Cоставление энциклопедического словаря
по истории в каком-то смысле занятие
постмодернистское. Наука, предназначение
которой – в хронологически последовательном
изложении событий, в таком издании распадается
на самодостаточные отдельные темы, персоналии,
понятия. Особенно ощутима эта деконструкция на
материале отечественной истории, которой и
посвящен «Энциклопедический словарь юного
историка», выпущенный в издательстве
«Педагогика-пресс». Ведь отечественная история в
общественном сознании мифологизирована,
изобилует штампами, практически все ее сюжеты
вызывают ряд устойчивых ассоциаций. А от них
трудно избавиться даже в наше переменчивое время,
которое диктует новые штампы. И вот в книге рядом
оказываются, отрываясь от привычного контекста и
невольно намекая на новые смыслы статьи:
Средневековая русская культура и СССР,
Индустриализация и Иван Грозный, Община в России
и Октябрьская революция 1917 г., а рассказ о
Династии Романовых предваряет статью о Династии
Рюриковичей и т.д. И совсем потешно выглядит
череда императоров Александров в начале словаря
(на А!) и отдельно Николаев(на Н!).
Но несмотря на эту естественную для жанра
чехарду, словарь частью своих статей дублирует
учебник. Здесь отражены все пункты школьной
программы, правда, без учебной дидактичности,
популярным и легким стилем. Наиболее интересны
статьи о последних десятилетиях в истории СССР.
Здесь Оттепель, и Застой, и Перестройка.
То, что невозможно найти в пособиях по средней
школе (это материал вузовских учебников), так это
статьи, касающиеся специфики истории как науки,
методов исторического исследования. В словаре
есть рассказы о вспомогательных исторических
дисциплинах – источниковедении, сфрагистике,
генеалогии, хронологии, исторической географии и
др. А такие статьи, как Масонство в России,
Иностранцы в России, Самозванцы в России, могут
оказаться интересными не только для юных
историков.
Да и наличие цветных иллюстраций, естественно,
вызывает интерес к книге. Фотографии, картины,
гравюры имеются почти к каждой статье, причем они
не дублируют школьные. Гравюра «Пугачев в клетке,
выставленный на показ народу», план Московского
Кремля начала XVII века, картина неизвестного
художника «Патриарх Никон с клиром» 1685 года,
фотография памятника участникам Белого движения
на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа и флага батьки
Махно – эти и другие замечательные иллюстрации
прекрасно передают дух нашего прошлого. Они
подобраны со вкусом ко всей истории России. К
сожалению, не все картинки исполнены качественно.
Недоумение вызывает нечеткое изображение
генеалогического древа Романовых. А ведь этот
рисунок в отличие от всех остальных несет
смысловую нагрузку – некоторые даты жизни и
царствования рода Романовых просто невозможно
разглядеть.
Особую методическую, да и историческую ценность
представляют общие статьи по сквозным темам,
таким как Система образования, Армия,
Конституция, Эмиграция, Деньги и денежное
обращение, Буржуазия, Национальный вопрос и т.п.
Кроме теоретических знаний, статьи дают
представление об эволюции этих институтов и
проблем на всем протяжении российской истории.
Но здесь не обошлось без досадных недомолвок.
Так, если верить статье о Внешней политике (подраздел
об СССР), несмотря на милитаризированную
экономику, СССР никаких войн, кроме
Отечественной и «холодной», не вел. Ничего не
сказано о войне в Афганистане, о вводе войск в
Чехословакию и др. Мимоходом упоминаются эти
события в статье Диссидентское и правозащитное
движение в СССР в связи с В.Новодворской и Д.Сахаровым.
Но это не компенсирует серьезный и скорее всего
намеренный пробел в описании внешней политики.
Ведь тогда пришлось бы коснуться больной темы –
Чеченской войны, темы России и межнациональных
конфликтов в постсоветском пространстве.
Несмотря на то что в предисловии обещается
довести изложение «до наших дней» (с. 5), статьи
словаря заканчиваются временем перестройки. И
самые последние события в словаре – это путч и
распад СССР. Возможно, это хронологическое
ограничение и позволило сохранить бесстрастный
и лаконичный стиль изложения. Вообще
стилистически весь энциклопедический словарь
строго выдержан. У статей нет отдельных авторов
– над словарем работал единый коллектив.
Особенным образом в словаре подчеркивается
важность русских историографических традиций:
из персоналий в словарь были включены только
имена русских историков, дореволюционных,
советских и российских.
Правда, если юный историк захочет ознакомиться с
биографиями и достижениями русских ученых, ему
придется воспользоваться указателем в конце
словаря. Потому что имена ученых расположены не
по алфавиту, они дополняют разные статьи
энциклопедического словаря. Так, про церковного
историка Е.Е.Голубинского можно прочитать сразу
после статьи Русская православная церковь, про Е.В.Тарле
– после статьи Отечественная война 1812 г., Б.А.Рыбаков
– после Русь в 9 – начале 12 века. В этот ряд, к
сожалению, попал и Л.Н.Гумилев с его
фантастической теорией «пассионарности».
Словарь прямо дезинформирует юного читателя,
утверждая, что «ныне воззрения Гумилева заняли
достойное место в современной науке» (с. 171).
Несмотря на все недостатки, нужность и
полезность этой книги трудно переоценить.
Словарь ориентирован на средних и старших
школьников. Но он с успехом может быть
использован и учителем для проведения уроков,
факультативов, олимпиад.
|