“Если на клетке со львом...”
Недавно выпущенный учебник должен по
замыслу разработчиков открывать третий вариант
учебно-методического комплекта биологического
образования в России. По своей структуре он
является не чем иным, как учебником для хорошо
всем известного курса “Природоведение”, причем
в наиболее удачном варианте: с основами не только
биологии и географии, но и астрономии, физики,
химии.
Долгое время учителя химии и физики жаловались
на отсутствие в курсе “Природоведение” основ
этих школьных предметов и даже сумели настоять в
70-е годы на эксперименте. Тогда, в 1975 году, был
выпущен экспериментальный учебник “Неживая
природа”, однако дальнейшего развития он не
получил. И вот через 20 лет вновь вернулись к этой
идее. Авторы попытались объединить в одном
учебнике первоначальные сведения из всех
естественно-научных предметов в школе. К
классическому перечню тем хорошо знакомого
родителям нынешних учеников учебника М.Н.
Скаткина “Природоведение” добавились
следующие: “Строение и свойства веществ” и
“Электрические явления”. Кроме того,
значительно расширены темы, посвященные живым
организмам. Так, например, дается характеристика
организма как такового (тема “Организмы: что это
такое?”), рассматриваются особенности строения
грибов. Все это позволяет в 6 классе без особых
проблем перейти на следующий учебник комплекта
– “Биология: бактерии, грибы, растения”.
Очень удачно возвращена из небытия тема
“Электрические явления”, исключенная по
непонятным причинам из прежних учебников
природоведения. А в 5 классе ученикам особенно
важно знать основы электричества, поскольку в
быту и в школе они постоянно сталкиваются именно
с электрическими приборами.
Таким образом, идею создания подобного учебника
нужно признать верной. Однако воплощение идеи в
жизнь в виде данного учебника не обошлось без
досадных недоразумений и неточностей. Все это
снижает возможности учебника по сравнению с уже
имеющимися.
Первое, что бросается в глаза, – количество
параграфов. Их 50. Для одного урока в неделю это
много, для двух – мало. Поскольку нет ни рабочей
тетради, ни дидактических материалов, учебник
сразу перестает быть рабочим: не растягивать же в
самом деле параграфы! Далее: неотработанность
текстов параграфов. Не может быть так, чтобы один
параграф был объемом в четыре страницы, а другой
едва вытягивал на одну. Это говорит о спешке при
написании и о том, что учебник не был опробован в
школе. Все используемые в школе учебники имеют
примерно одинаковый объем – это возникает само
собой при их использовании в учебном процессе.
Очень слаба первая тема – “Вселенная”. Ее
просто необходимо переработать и расширить.
Нельзя скороговоркой в одном параграфе давать
материал о том, что Солнце – звезда, что есть
Солнечная система, что планет в ней 9, что есть
астероиды, кометы, метеориты. Никакого смысла в
такой спешке нет. Непонятно, почему полностью
отсутствует информация об искусственных
спутниках Земли. Отсутствует в главе и какая бы
то ни было информация о научных открытиях,
связанных с космосом, нет упоминаний ни о
Копернике, ни о Галилее.
Кстати, отсутствует в главе и материал о
достижениях отечественной науки в области
освоения космоса. Все успехи приписываются
только Соединенным Штатам: и на Луне побывали, и
лунный грунт привезли. У пятиклассника
обязательно возникнет стойкое убеждение, что и
первый человек в космосе – американец, и вообще
России рядом с космосом и “не летало”, что
Россия – это так, “банановая республика”. Я не
призываю всех убеждать, что самыми первыми везде
были россияне (как это было в советские времена).
Однако как надо не любить свою Родину, чтобы
“забыть” сообщить подрастающему поколению о
действительных достижениях того народа, к
которому оно принадлежит.
Впечатление, что создатели учебника относятся к
России как к некоей “стране проживания”.
Усиливает данное впечатление и ляп, допущенный
на рисунке 13 (с. 23). Подпись к рисунку гласит, что
на нем изображен аппарат, “прилунившийся” 12
сентября 1959 года (то есть “Луна-2”), а на
фотографии изображен “Луноход-1”, гулявший по
поверхности Луны в 1970 году. Прямо по Козьме
Пруткову: “Если на клетке со львом увидишь
надпись “буйвол”, не верь глазам своим”. Зато
рядом на рисунке 14 – американский астронавт во
всей своей красе!
Кстати, ляпы в виде подписей к рисункам в данном
учебнике могут послужить основой для многих
анекдотов. Например, на рисунке 80 (с. 135)
изображены лев и грифы на фоне окровавленной
(рисунок цветной, яркий) добычи и подпись:
“Мирное сожительство: грифы и царь зверей –
лев”.
К счастью, Министерство образования на этот раз
было более осторожно и дало учебнику гриф
“Допущено”, а не “Рекомендовано”. Это
позволяет вносить изменения в данный учебник.
Зная авторов по многим публикациям как
профессионалов своего дела, я уверен, что они
смогут переработать учебник, обкатать его так,
что он сможет послужить не одному поколению
учеников, формируя у них уважение к Родине,
желание оберегать природу своего края.
|