Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/1999

Архив
Виктор ГРОМОВОЙ
директор лицея, Кировоград

Ключи к хорошей школе:

американцы считают, что они в руках детей, которые учат друг друга...

Автор этой статьи – директор одной из гимназий украинского города Кировограда. В последние годы его школа подружилась с американскими учителями и учеными. Они много беседовали о существующей школьной практике.Оказалось, что проблемы у всех одни и те же: как найти наилучший способ занятий в классе, чтобы дети легко и увлеченно овладевали науками. После всех обсуждений Виктор Громовой прислал нам в редакцию статью. А прочитав ее, мы сразу вспомнили, что именно на эту тему писала нам и Валентина Гусева из деревни Кладово Ярославской области. Значит, для российских учителей тема не менее важна, чем для американских и украинских. Мы были бы рады получить от вас письма с рассказами о том, каким способом вы предпочитаете работать с детьми на уроке, что у вас получается, а что нет.

Подобрать ключи к хорошей школе можно только заняв позицию ученика – это утверждение звучит как аксиома, позволяющая строить эффективную модель образования. Только в нашей педагогике считают необходимым и возможным определить содержание образования каждого ученика еще до того, как он пришел в школу.

Наглядно оценить, на какую отдачу от своей работы стоит рассчитывать учителю, помогает “График обучаемости”. По данным американских исследователей, усвоение знаний учениками в зависимости от тех или иных методов организации учебного процесса распределяется так, как показано на схеме.

К сожалению, в нашей школе до сих пор господствуют наименее эффективные методы преподавания.

За проблемами обеспечения элементарной жизнедеятельности школ (выплаты зарплаты, финансирования содержания помещений...) сейчас просто не слышно голосов тех учителей, кто осознает необходимость решительных реформ системы образования.

Но даже сейчас можно много что сделать в образовании без дополнительных бюджетных средств. Что кроме желания нужно, например, для разъединения “гибрида” школы I–III ступени, разведя две верхние ступени по соседним школам и разместив 1–3 классы рядом в опустевшем детском саду? Мировой опыт убеждает, что такие три школы действуют эффективнее, чем в “гибриде”, что ученикам двух младших возрастных категорий так намного комфортнее и безопаснее. Но почему-то мы этого и многого другого не делаем...

* * *

Американские педагоги считают, что определить интеллектуальный потенциал людей можно только по тому, как они действуют в ситуациях, когда не знают, что делать. Образование наступающего века перенацеливается c конкретных знаний на обеспечение возможности адаптироваться в условиях информационного взрыва, на формирование критического мышления, запаса “плавучести”.

Сегодня в понимании американских педагогов “знание – это то, что вы можете сделать, используя полученную информацию”, а “образование – это не то, что человек знает и помнит, а то, что постоянно определяет его поведение”.

Оценим несколько направлений новых педагогических технологий, меняющих характер американского образования.

Открытые методики. Они направлены на то, чтобы не давать готовых ответов, нацеливать учеников на творческий поиск, формирование собственной мысли. Например, ученик может получить очень туманное задание: написать доклад про “черные дыры”, причем оцениваться будет не содержание доклада, а сама подготовка к нему.

Американские преподаватели подчеркивают, что в этом случае не может быть правильных или неправильных ответов, главное – как ученик обосновывает, мотивирует свой вывод, ищет свой вариант. В учебнике по американской истории нет оценок событий. Нигде, например, нет осуждения действий рабовладельческого Юга во время гражданской войны. В одном городе на одной площади стоят памятники лидерам и Севера и Юга, а в учебнике школьник должен прочитать фактический материал и сам сделать выводы, обосновать мысль, а не запомнить штамп.

В Америке особенно ценят людей с критическим мышлением. С независимыми суждениями. Там никогда не дадут задания законспектировать статью какого-нибудь классика, а предложат написать критическую рецензию на нее, особо оговорив, с чем не согласен.

Обучение в группах. Уже в начальной школе учеников делят на подгруппы, дают им названия типа “орлы”, “слоны” и во время урока часто организуют их особую работу.

В связи с такой системой обучения в американских школах постепенно отказываются от традиционного рассаживания детей рядами.

Американские педагоги считают, что дети получают намного больше знаний, работая в группах, потому что они помогают один другому и учат один другого. Причем создают разные группы детей с неодинаковыми способностями по разным предметам.

Ребенок понимает, что есть люди с разными способностями: одни становятся лидерами на математике, другие – на истории...

Очень редко создаются постоянные группы, особенно если это касается маленьких детей.

Умение эффективно работать в команде пригодится ученикам и после окончания школы.

Обучение в процессе работы. Одним из главных препятствий на пути к эффективной школе американцы считают пассивное обучение. Они утверждают, что ситуация, когда дети просто слушают, неестественна. Ребенок не смог бы так ни научиться ходить, ни говорить.

Еще Аристотель сказал: “Чтобы сделать какие-нибудь вещи, необходимо их изучить, а чтобы изучить – необходимо их сделать”.

Лишь с помощью проблемно-поискового способа ученик сам вникает в смысл обучения, а само обучение становится активным. Образование – то, чем овладевают, а не то, что усваивают.

Методика “социального включения”. Когда делегация руководителей города Харькова посетила город-побратим Цинциннати, в здании мэрии они с удивлением обнаружили урок для школьников по теме “Местное самоуправление”. Это был образец реализации идеи школы как открытого пространства без стен и оград: школа должна выходить за свои стены, задействуя весь окружающий социально-культурный потенциал. Занятия “школы без стен” могут проходить где угодно: в музеях, театрах, зоопарках, в поездках...

Школа – это скорее стиль преподавания, подобно школам в фигурном катании или живописи.

Мнемоника. Американские специалисты (Лари Финкель и другие) считают, что главное в работе учителя – искусство задавать вопросы. Мнемоника отталкивается от четырех основных рекомендаций:

1. Нельзя задавать ученикам вопросы в случае, если один ребенок знает ответ, а другие – нет. Это их унижает.

2. Важно планировать, кого вызвать для ответа именно на данный вопрос.

3. Обязательно нужно выдержать паузу в 6–10 секунд, чтобы ученик успел подумать над ответом.

4. Учитель должен обязательно похвалить ученика за ответ.

В отличие от российских учителей американцы сначала называют имя ученика, который будет отвечать, и лишь потом спрашивают его. В этом случае все дети будут смотреть на вызванного ученика и думать, правильно ли он отвечает. Исследования показали, что если сначала задается вопрос, а потом вызывается ученик, большинство будет безразлично к его ответу.

Американские учителя, стараясь втягивать в работу всех детей, не вызывают тех, кто поднимает руку.

Рейтинг@Mail.ru