Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/1999

Архив
Евгений ХВОСТОВ

Коля, назад, провокация!

Российская академия образования определилась в своих политических симпатиях

Она оказалась в числе основателей новой организации – Российской палаты национальных программ. Заявленные функции нового движения напоминают действия предвыборной машины. Наиболее вероятный кандидат – один из лидеров КПРФ, спикер Госдумы Г.Н.Селезнев. Внутри РАО уже начался раскол, вызванный торопливым вхождением ее президента в число учредителей национальной палаты.

Кажется, у Фазиля Искандера есть небольшой рассказ о том, как мы раньше ездили за границу.

Два приятеля готовились к поездке в капстрану, и их, конечно, тщательно инструктировали, как себя вести, и все время повторяли:

– Товарищи, будьте бдительны, возможны провокации. Особенно возможны провокации на сексуальной почве, потому что это самый простой способ скомпрометировать советского человека. К вам могут приставать женщины с неприличными предложениями или даже иногда просто и цинично предлагать себя для... ну сами понимаете. Это провокация. Западные спецслужбы очень изобретательны и не гнушаются ничем.

Короче говоря, насмерть запуганные такими инструкциями, советские туристы попадают за рубеж и по какому-то невообразимому случаю оказываются в бане. Только они не догадываются, что это баня для нудистов.

И вот они открывают дверь в парную, видят голых мужчин и женщин прямо перед собой, в голове моментально прокручиваются все инструкции, и один из них истошно орет:

– Коля, назад, провокация!

Очень смешной рассказ, я читал его много лет назад и приношу извинения автору, если допустил неточности в изложении.

Вспомнилась эта история в связи с другой, которая произошла совсем недавно и внешне абсолютно не похожа на приведенный эпизод.

Газеты уже давно предупреждали нас, что вот-вот в Минюсте зарегистрируется новое общественно-политическое движение «Национальная палата». При слове «национальная» теперь автоматически настораживаешься: не Макашов ли учредитель? Не Баркашов ли? Не Илюхин?

Но вот в конце прошлой недели ситуация прояснилась, потому что основатели новой общественно-политической организации написали письмо премьер-министру с просьбой принять специальное постановление об условиях для работы своей организации. Письмо попало к журналистам, и в «Независимой газете» появился материал, в котором приводятся само письмо и пакет документов РПНП и комментируются цели новой организации.

Само письмо – не политическая декларация, не предвыборная программа. Это просьба принять постановление, согласно которому российские министерства обеспечат Российскую палату национальных программ (государственно-общественную некоммерческую организацию) помещениями, материально-технической базой, международными контактами, связью и так далее.

Читатель скажет:

– Еще ничего не сделали, а уже все просят. Молодцы ребята.

Честно говоря, то, что палата еще ничего не сделала, – скорее ее достоинство, чем недостаток.

Потому что делать члены палаты намерены по-большому. Прежде всего создать новую государственную идеологию. Ну и экономику заодно.

Себя основатели палаты ценят тоже высоко – сами себя называют «группой лидеров, занимающих выдающееся положение в государстве и обществе». Эта группа во главе с Г.Н.Селезневым и подписала письмо премьер-министру. И среди подписей президентов академий – Ю.Осипова, З.Церетели, В.Покровского и других – есть и подпись Николая Никандрова, президента нашей Российской академии образования.

При этом к нам в газету уже звонили российские академики образования, которые узнали о своем участии в организации нового комдвижения из газет. Как нам удалось установить, никакого решения общего собрания или президиума академии по поводу участия в продвижении Г.Н.Селезнева или вхождении в новое движение не было. Личная инициатива президента Николая Никандрова может, конечно, иметь место, но как рядового академика, а не как руководителя научной организации, которая существует на средства государства.

...Когда-то С.Л.Соловейчика не избрали в действительные члены этой академии. Он тогда сказал:

– Какое счастье, я бы умер со стыда, если бы это произошло.

Сегодня мы искренне сочувствуем академикам и членам-корреспондентам, а также всему остальному личному составу доблестной академии, ставшей в одночасье под ружье политической борьбы – многие из них сегодня сгорают от стыда, что неожиданно оказались сподвижниками Г.Селезнева.

А может, это недоразумение? Может, все всё перепутали? И еще не поздно переиграть?

Тогда мы на правах все еще товарищей хотим обратиться к президенту Н.Никандрову вслед за героями того рассказа:

– Николай Дмитриевич, назад! Провокация!

Рейтинг@Mail.ru