Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Правительству сделано предложение, от которого оно не сможет отказаться:

губернаторы получают больше власти и в ответ выплачивают учителям зарплату. Так, значит, эти деньги у них есть?

Правительству предложено:

  • ввести образовательные субвенции вместо безадресных трансфертов;

  • передать учительскую зарплату регионам;

  • ввести условный норматив.

Скорее всего правительство согласится и в свою очередь введет новые правила: все расчеты проводить через казначейство, а не через банки.

Аналитики считают, что это может решить проблему долгов по зарплате на короткий срок, но грозит нанести удар по крупным городам-донорам и ослабит муниципальную власть.

Все говорят: нет денег на то, нет денег на это...

А вы знаете, что делали большевики, когда на революцию, на партийную работу, на проведение съездов не хватало денег?

...В 1907 году, в разгар пятого (Лондонского) съезда российских социал-демократов, делегатам объявили, что в партийной кассе нет денег не только на обратный путь, но даже и на продолжение съезда.
Тогда у английского фабриканта Д.Фелза они заняли 1700 фунтов, а вексель подписали все 303 делегата. И для съезда все закончилось благополучно.

Прошло девяносто лет. Теперь говорят, что правительство не может продолжать учить своих граждан в школе, потому что нет денег, чтобы учителям платить зарплату. Но зная исторический опыт, можно почти с уверенностью заявить: деньги скоро будут.

Наше министерство сделало такие предложения, от которых правительство не сможет отказаться. Речь идет о рационализации межбюджетных отношений в области финансирования образования.

Министерство предлагает сделать три шага.

Первый шаг. Установить субвенцию на образование. Это означает: прости-прощай, трансферт-батюшка.

Все, кончится золотое время безадресных переводов. Размер субвенции определяется только размером дефицита денег на зарплату. То есть Москва шлет в регион столько денег, сколько надо на зарплату. И больше ни на что другое эти деньги идти не могут.

Второй шаг. Сосредоточить деньги на зарплату работников образования на региональном уровне. Субвенцию получает регион, он же платит зарплату. Кроме того, деньги, которые есть у муниципалитетов (обычно это областные центры, такие как Красноярск, Томск, Краснодар и другие доноры, которые сами платят своим учителям), отбираются, то есть консолидируются в региональном бюджете. А уже оттуда зарплата будет выплачиваться и городским педагогам, и всем остальным.

Третий шаг. Все же остальное будет финансироваться на местном уровне. Ну там коммунальные расходы, ремонт, оборудование, компенсационные выплаты...

Дело?

А как же!

Правда, умные люди говорят, что в основе такой схемы должен лежать пока не существующий норматив финансирования. Иначе непонятно, как рассчитывать эти самые субвенции. Регион запросто покажет, что у него не хватает на зарплату учителям столько, сколько по всей стране не найдешь.

Но все учтено могучим интеллектом. Цитируем: “На федеральном уровне устанавливается норматив (в процентном отношении) обеспечения расходов на заработную плату от консолидированных доходов бюджета региона”.

Например, предполагается, что 40 процентов доходов должно быть направлено на обеспечение заработной платы работникам бюджетной сферы.

Правда, умные люди снова говорят, что эти процентные соотношения весьма сомнительны. Например, в Москве этот показатель намного меньше – почти в три раза, а зарплату платят регулярно. А в Алтайском крае – намного выше, зато там не платят.

Нет, норматив все-таки придется рассчитывать в абсолютных значениях – стоимость обучения одного ребенка в год.

Правда, умные люди тут же добавляют, что если отбирать деньги у городов-доноров, то это не будет поощрять их собирать налоги, а это все равно что резать курицу, несущую золотые яйца...

А почему же правительство не может отказаться от таких предложений? Ведь о субвенциях уже не первый год говорят, да и про норматив тоже.

Правительству нужно рассчитаться с долгами к апрелю. Для этого надо договориться с губернаторами. Губернаторам готовы отдать столько власти и полномочий, сколько им нужно. Лишь бы те отдали деньги работникам образования.

А за такое расширение полномочий правительство получает от губернаторов согласие на введение субвенций, то есть контролируемых адресных переводов денег из Москвы в регионы, и переводит расчет по этим средствам в казначейства. Соответственно получая возможность контролировать не только кому отдали деньги, но и как они движутся. Поскольку весной придется печатать много денег – об этом в правительстве уже говорят не скрывая, – то есть надежда, что через казначейство под контролем правительства деньги дойдут до учителей. Иначе печатай не печатай – украдут.

 

О том, что деньги есть или по крайней мере при желании их можно найти, свидетельствует информация из регионов, где заработная плата учителям не только выплачивается в срок, но и повышается.

Администрация Ярославской области приняла решение повысить в 1,82 раза ставку первого разряда ЕТС. Заместитель директора департамента образования и науки Владимир Сапегин рассказал, что зарплата педагогам в области выплачивается не из местных бюджетов, а целевыми трансфертами через областной бюджет. Поэтому удается и выполнять обязательства перед бюджетниками, и поддерживать ситуацию с зарплатой учителей во всех районах области примерно на одном уровне.

Выполняется и постановление о повышении в полтора раза ставки первого разряда всем работникам бюджетной сферы, принятое в октябре 1998 года Нижегородской областной думой.

Последовательно развивается программа поддержки работников бюджетной сферы в Петербурге. Заместитель председателя Комитета образования города Мария Попова сообщила, что еще 1 сентября к окладу каждого учителя была добавлена 100-процентная региональная доплата, а с первого января 1999 года зарплата работников образования Петербурга выросла еще на 50 процентов. При этом городские власти сохранили 15-процентные доплаты учителям, работающим в лицеях и гимназиях.

Но самый интересный путь повышения зарплаты работникам бюджетной сферы нашло руководство Кургана. Здесь приняли решение о сокращении на 30 процентов заработка работников администрации. Освободившиеся в результате 12 миллионов рублей пошли на то, чтобы в течение трех месяцев (январь – март) доплачивать 25 процентов к ставке первого разряда ЕТС.

Наталия ИШТРИКОВА
Рейтинг@Mail.ru