Елизавета ЛЫЖИНА
С.-Петербург
Дети «Пиковой дамы»
В середине августа 1941 года у перрона
Московского вокзала стоял эшелон, состоящий из
товарных вагонов-теплушек. В этих вагонах
увозили в эвакуацию на Урал основную часть
труппы и работников Академического театра оперы
и балета им. С.М.Кирова (бывшей “Мариинки”).
Меньшая часть труппы театра осталась в
Ленинграде и здесь организовала свой “блокадный
театр”, несмотря на все тяготы осажденного
города. Но и тем артистам, которые уехали в город
Пермь (в те годы – Молотов), пришлось пережить
много невзгод. Очень тяжелой была дорога –
эшелон Кировского театра уехал из Ленинграда
одним из последних, немцы уже окружали город и
были близко от его пригородов.
29 августа 1941 года эшелон Кировского
театра благополучно прибыл на станцию Пермь, в
город Молотов. Еще до войны в Перми работал свой
оперный театр. Часть артистов из его труппы была
принята в Кировский театр, некоторые уехали в
другие города Урала, где еще работали
музыкальные театры или филармонии. Сразу же всех
приехавших из Ленинграда встретили не только
бытовые сложности – с жильем, отовариванием
карточек, теплой одеждой, которую не все взяли с
собой, надеясь, что война долго не продлится...
Но возникли и творческие трудности –
сцена и зрительный зал Пермского оперного театра
были намного меньше Кировского театра в
Ленинграде. Пришлось переделывать и
приспосабливать к новым условиям декорации и
бутафорию, но, несмотря на все сложности, 13
сентября 1941 года оперой М.И.Глинки “Иван
Сусанин” прославленный театр открыл свой первый
сезон в городе Молотове. В репертуаре театра были
и такие спектакли, в которых по ходу действия
должен был участвовать детский хор. Довоенный
детский хор уже не существовал – кто-то из его
участников эвакуировался с детскими
учреждениями, другие остались в осажденном
городе вместе с родителями.
Чтобы не обеднять замыслы композиторов
и не снижать художественной ценности постановок
театра, было решено не вычеркивать из опер сцены
с участием детского хора (не делать “купюр”), а
создать новый детский хор из детей работников
театра и учащихся хореографического училища,
которое тоже было эвакуировано из Ленинграда.
Все желающие петь в хоре должны были сдать
вступительный экзамен – надо было спеть любую
песню, отстучать заданный ритм по крышке рояля и
прочесть стихотворение. Тех, кто выдержал эти
испытания, привели в театр с артистического
подъезда...
Наши занятия с хормейстером театра Н.С.Ураевским
проходили в “хоровом классе”, где днем
репетировали свои партии артисты взрослого хора.
Но первого сентября мы пошли еще и в
общеобразовательную школу, и у большинства из
нас это был первый учебный год в жизни.
Первоклассники, которые пели в хоре, нотную
грамоту выучили даже раньше, чем обыкновенную –
школьную. И вскоре мы уже писали в нотных
тетрадях “музыкальные диктовки”. Детский хор
участвовал в трех операх, идущих в театре, –
“Пиковой даме”, П.И.Чайковского, “Вертере” Ж.Массне,
а также в опере композитора Г.К.Фарди “Щорс”.
Самой любимой оперой была “Пиковая
дама”, которая начиналась сценой в Летнем саду,
– по его аллеям прогуливались нарядные дамы и
кавалеры и наши “нянюшки” и “гувернантки”, с
которыми мы гуляли... Мы бегали по дорожкам хоть и
ненастоящего Летнего сада – и играли в
“горелки”: “Гори-гори ясно, чтобы не погасло!”
Прятались за бутафорскими кустами. Тогда мы хоть
на несколько минут попадали домой, в наш любимый
город, по которому очень скучали... А взрослый хор
пел о том, что наконец-то настал солнечный день,
которого давно не было... И все ждали
“солдатиков”, их роли исполняли мальчики из
хореографического училища. И вот они выходят, в
военной форме, с мушкетами в руках. Встречая их,
взрослый хор пел: “Вот наши воины идут –
солдатики, как стройно, как хорошо!” Их маленький
командир звонким голосом отдавал команды... А
потом вместе с нами они пели патриотическую
песню:
Мы все здесь собрались
На страх врагам российским, –
Злой недруг, берегись!
И с помыслом злодейским
Беги иль покорись! Ура, ура-ура!
Отечество спасать нам выпало на долю,
Мы станем воевать и недругов в неволю
Без счета забирать. Ура! Ура! Ура!
Нам тогда казалось, что мы поем о
фашистах и о Ленинграде, и о той войне, которая
шла... В выходные дни мы навещали раненых в
госпитале, который находился рядом с театральным
общежитием, в котором мы жили. Там мы видели,
какие страшные страдания принесла война... В
палатах лежали изувеченные раненые, которым мы
писали письма домой, читали вслух книжки, мерили
температуру...
Когда на сцену выходили главные герои –
Лиза, Германн, князь Елецкий, мы в это время
стояли в кулисах и ждали своего следующего
выхода на сцену во время “грозы”. И хоть мы знали,
что гром и сверкающие на сцене молнии
ненастоящие, но все равно было очень страшно,
особенно оттого, что Чайковский так ярко передал
в своей гениальной музыке эту сильную грозу,
налетевшую на Летний сад...
Мы бегали по сцене с нашими
гувернантками, а они старались укрыть нас от
“дождя”... А как все волновались в день премьеры
“Пиковой дамы”! Сколько радости было смотреть в
зеркала на свои отражения, какие мы все были
нарядные, хорошенькие и розовощекие от волнения
и легкого грима. Вместе со всеми артистами после
первой картины мы выходили кланяться. В
театральном буфете нас угощали очень вкусными,
как их называли, “театральными”, пирожками с
горохом и сладким чаем и всем подарили по мешочку
с “довоенными” конфетами... И с этого дня мы, как
настоящие артисты театра, стали получать
зарплату. Даже драматические переживания Лизы и
Германна и появление в Летнем саду зловещей
старой Графини не могли омрачить нашего счастья.
На память о том времени у меня остался
рисунок художницы Маргариты Лебедевой,
изобразившей меня в 1943 году, когда я была
участницей детского хора Кировского (Мариинского)
театра.
|