Нина НАГОРНАЯ
г. Белово, Кемеровская область
Уроки с зеркальным другом
Освободиться от заикания можно. Только
сначала придется отказаться от речевых
упражнений и побольше двигаться
Много лет, работая логопедом, я никак не
могла разобраться: почему мы так долго
преодолеваем даже легкие нарушения речи?
Но вот проработав два года по методу
Шулежко, я не только нашла ответы на свои вопросы,
но и смогла совершенно изменить стиль общения с
детьми.
Первый принцип, которого я
придерживаюсь на логопедических занятиях, –
максимум движения. Второй – ни в чем не упражнять
детей. И третий – совместная работа учеников во
всех видах деятельности.
На занятие ребенок может прийти тогда,
когда ему удобно, в паре со своим другом, который,
кстати, может вовсе не нуждаться в
логопедической помощи. Дети сами решают, как
будет проходить наш урок. Если захотят начать его
с танцевальной минутки, я включаю музыку и, пока
ребята танцуют, показываю им предметные картинки:
пылесос, машину, осу, жука... А потом они
озвучивают друг другу понравившийся рисунок.
Вот какой диалог я услышала недавно на
нашем занятии:
– Ты умеешь говорить ф-ф-ф?
– Умею: ф-ф-ф.
– Да нет, такое ф-ф-ф, как в фубе.
– А-а-а, в шубе. Значит, ш-ш-ш.
– Да, ф-ф-ф. У меня немножко не так.
– Да ты смотри: ш-ш, поднимай язык вверх – и
получится. А когда ты говоришь: ф-ф-ф – то язык
лежит спокойно, ленится.
И вот мальчик показывает своему другу,
как надо поднять язык, чтобы получилось ш-ш-ш.
Уверяю вас, такой урок намного
интереснее и эффективнее, чем упражнение перед
зеркалом под строгим контролем логопеда.
К сожалению, мало кто из наших педагогов
знает, что уровень развития речи находится в
прямой зависимости от двигательной активности,
координации движений, умения ориентироваться в
пространстве...
Мало того, этого совсем не хотят
признавать проверяющие. Они как бы не замечают
результатов нашей работы, не замечают необычных
детей, а точнее сказать – не хотят замечать...
|