За границей белого тумана
Метод, придуманный художником
Владимиром Вислоушкиным, позволяет даже слепым
детям научиться рисовать
В шестидесятых, когда известный спор
между физиками и лириками был в самом разгаре,
Владимир Иванович Вислоушкин, а тогда еще просто
Володя, был на стороне физиков. Только что
закончив школу, он мечтал о романтичной и модной
в те времена профессии геофизика, а лириков
откровенно презирал. Зато теперь утверждает, что,
видимо, необходимо было дойти до той черты, чтобы
наконец-то понять: лирики нужны не меньше, чем
физики, а может, даже и больше. Только для этого
прозрения он сначала должен был... ослепнуть.
Правый глаз он потерял в геофизической
экспедиции. Получил инвалидность. И вдруг в 20 лет
попав в изостудию и, по сути, впервые
столкнувшись с рисованием, Владимир Вислоушкин
неожиданно для себя понял, что вот это и есть то
дело, которым он хочет и будет заниматься.
|
|
ПОСМОТРИТЕ НА ЭТИ
РИСУНКИ. СЛЕВА – БЕСФОРМЕННОЕ ПЯТНО. ЧЕЛОВЕК
ИЗОБРАЗИЛ НЕЧТО, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, ЧТО ИЗ ЭТОГО
ПОЛУЧИТСЯ. ЧТО ВЫ ЗДЕСЬ ВИДИТЕ? ПОКА НИЧЕГО? А
ЕСЛИ ПОВЕРНУТЬ ЛИСТ? |
Затем художественное училище. Владимир
Иванович был уже довольно успешным
монументалистом, достаточно много преподавал,
когда в результате травмы практически перестал
видеть и левым глазом. После трех операций врачи
смогли сохранить ему лишь остаточное зрение. Все
предметы на расстоянии вытянутой руки теперь
сливались в сплошной белый туман. Казалось бы,
пора было поставить крест еще на одной мечте – ну
не может слепой человек быть художником.
Оказывается, еще как может. Ведь у творческого
человека остается образное видение.
Более того, вероятно, именно из-за
слепоты Владимир Иванович и смог сделать
открытие, разработав собственную систему
“экспресс-рисование». Его методика позволяет
любому новичку уже через самое короткое время
рисовать ну если и не как профессионал, то где-то
близко к этому уровню. Открытие не было случайным.
Еще в училище молодой и нетерпеливый Вислоушкин,
рисуя первые постановки вроде классического
куба, недоумевал: зачем на это отводится так
много времени? Целых 12 часов. И махом изображал
этот самый куб. Да еще лучше, чем остальные. Все
последующие годы Вислоушкин дорабатывал и
доводил до совершенства придуманную им систему.
Со временем, переехав в маленький тихий
городок Вуктыл под Сыктывкаром, Владимир
Иванович развил бурную деятельность: сначала
организовал студию, потом творческое
объединение при Дворце культуры, потом Детский
фонд изобразительного творчества, в котором дети
сами принимали заказы, сами работали и даже
руководили. После того как Детский фонд был
успешно задавлен налогами, как какое-нибудь
благополучное предприятие, Владимир Иванович
решил больше не связываться с рыночной
экономикой, а пошел в муниципалитет, предложив
свои хорошие руки и умную голову. Так в Вуктыле
появился Центр изобразительного творчества,
которым Вислоушкин руководит вот уже шесть лет.
|
|
Метод пятнографии заключается
в том, чтобы разглядеть в бессмысленных на первый
взгляд очертаниях какую-то мысль и вытащить на
белый свет оригинальную сюжетную композицию |
В центре разработана комплексная
программа семилетнего художественного
образования, которая, подхватив ребенка еще в
детсадовском возрасте, через школу подводит его
к конкретной специализации, помогая уже в
седьмом классе определиться как специалисту в
том или ином направлении. Проще говоря, центр
раскрывает в человеке те или иные творческие
способности, даже когда окружающие, да и сам
человек считают, что их у него просто нет.
– А вы умеете рисовать? – спросил меня
Владимир Иванович.
Я растерялась. Умею ли? Пожалуй, нет. Хотя
моя дочка и утверждает, что на уровне ребенка
рисую я хорошо. Могу Чебурашку какого-нибудь
изобразить.
– Вот видите, – говорит Вислоушкин. –
Может быть, в вас спит художник-мультипликатор,
который будет создавать настолько выразительные
образы, что профессионал вам только позавидует. А
может, в вас сидит художник-модельер. Или
портретист, шаржист, карикатурист...
|
|
Специалисты центра
считают, что пятнография может служить тестом и
рассказать о Человеке даже больше, Чем он сам
знает о себе |
Каждый ребенок в центре может
попробовать себя в архитектуре, дизайне одежды,
посуды, мебели... Всего таких направлений девять.
В полном объеме процесс этот довольно длительный,
только общеобразовательный подготовительный
курс длится четыре года. Зато постепенно сами
дети понимают, что им больше нравится, и педагогу
становится ясно, что у них лучше получается.
– Но ведь не все люди становятся
художниками и вообще являются творческими
людьми, – продолжала я сомневаться. – А как же
будущий банкир?
– Развивать художественный вкус
необходимо каждому человеку, – ответил Владимир
Иванович, – тогда человек будет красиво
одеваться, сможет создать для себя уютный дом, но
не только это. Умение рисовать – это способность
передать свой внутренний мир, это возможность
более глубокого, интересного общения с другими
людьми. Наша система занятий развивает самое
главное – центр ассоциативно-образного мышления.
Всем известно, что у одних людей преобладает
художественный тип мышления, у других –
логический, аналитический тип. «Экспресс-рисование»
объединяет и тот, и другой, помогая развивать оба
и, по сути, подводит к пространственно-образному
мышлению.
А вообще методы художника Вислоушкина
подходят как для детей, так и для взрослых, как
для слепых, так и для зрячих людей. Когда на
планшет натягивается леска, образующая решетку,
то даже человек, который не видит, через серию
простейших установок сможет нарисовать, к
примеру, кувшин. При этом натянутая леска
позволяет ему ощущать границы своей работы.
Потом он сам создаст объем, оклеив контуры этого
кувшина веревочкой. Вылепит рельеф. Остается
только отлить гипсовую форму, склеить две
половинки, и кувшин готов для дальнейшей работы.
Подобные упражнения у себя в центре Вислоушкин
проводит и со зрячими детьми: им просто
завязывают глаза и предлагают нарисовать то-то и
то-то. Говорят, острота ощущений поразительная.
Ведь пальцы – это как бы наше второе зрение.
Особенно великолепно получаются портреты, они
порой выходят даже живее и непосредственнее, чем
когда художник работает с открытыми глазами.
На последней республиканской отчетной
выставке в Сыктывкаре директор Центра
изобразительного творчества написал объявление,
что в течение пяти выставочных дней будет
проводить показательные занятия для родителей с
детьми. И вдруг подошла одна немолодая женщина и
попросила включить ее в группу. Оказывается, она
страстно мечтает рисовать, но сколько ни
пыталась научиться, не получалось. Три занятия
были разминочными, а темой четвертого дня был
портрет, карикатура, шарж. На пятый день утром
женщина принесла 17 великолепных портретов.
Результат собственной работы ее потряс. А
Вислоушкин только улыбался. К подобному он уже
давно привык.
К сожалению, идеи и открытия, которые
находятся вне досягаемости столиц, как правило,
не получают широкого распространения. А жаль. Я
видела, как увлекла методика экспресс-рисования
16-летнего Женю – сына друзей Владимира Ивановича,
у которых он обычно останавливается в Москве.
Настолько, что подросток, никогда в жизни не
увлекавшийся рисованием, с радостью ухватился за
предложение Вислоушкина немного позаниматься с
ним и его друзьями. Одна девочка рассказывала мне,
что после первого же занятия на нее нашло такое
вдохновение, что она рисовала всю ночь. А ведь
заинтересовать сегодня 16–18-летних молодых людей
не так-то просто. Владимир Иванович утверждает,
что из самого Жени может получиться неплохой
художник, его работы уже сегодня по-своему
любопытны. Ну чем не доказательство того, что
возможности его системы помогают не только
раскрыть талант, но и довольно быстро привести к
эффективным результатам.
|