Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/1999

Архив
Галина ЧЕРНАВИНА

За границей белого тумана

Метод, придуманный художником Владимиром Вислоушкиным, позволяет даже слепым детям научиться рисовать

В шестидесятых, когда известный спор между физиками и лириками был в самом разгаре, Владимир Иванович Вислоушкин, а тогда еще просто Володя, был на стороне физиков. Только что закончив школу, он мечтал о романтичной и модной в те времена профессии геофизика, а лириков откровенно презирал. Зато теперь утверждает, что, видимо, необходимо было дойти до той черты, чтобы наконец-то понять: лирики нужны не меньше, чем физики, а может, даже и больше. Только для этого прозрения он сначала должен был... ослепнуть.

Правый глаз он потерял в геофизической экспедиции. Получил инвалидность. И вдруг в 20 лет попав в изостудию и, по сути, впервые столкнувшись с рисованием, Владимир Вислоушкин неожиданно для себя понял, что вот это и есть то дело, которым он хочет и будет заниматься.

6-11.gif (10207 bytes)

ПОСМОТРИТЕ НА ЭТИ РИСУНКИ. СЛЕВА – БЕСФОРМЕННОЕ ПЯТНО. ЧЕЛОВЕК ИЗОБРАЗИЛ НЕЧТО, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИТСЯ. ЧТО ВЫ ЗДЕСЬ ВИДИТЕ? ПОКА НИЧЕГО? А ЕСЛИ ПОВЕРНУТЬ ЛИСТ?

Затем художественное училище. Владимир Иванович был уже довольно успешным монументалистом, достаточно много преподавал, когда в результате травмы практически перестал видеть и левым глазом. После трех операций врачи смогли сохранить ему лишь остаточное зрение. Все предметы на расстоянии вытянутой руки теперь сливались в сплошной белый туман. Казалось бы, пора было поставить крест еще на одной мечте – ну не может слепой человек быть художником. Оказывается, еще как может. Ведь у творческого человека остается образное видение.

Более того, вероятно, именно из-за слепоты Владимир Иванович и смог сделать открытие, разработав собственную систему “экспресс-рисование». Его методика позволяет любому новичку уже через самое короткое время рисовать ну если и не как профессионал, то где-то близко к этому уровню. Открытие не было случайным. Еще в училище молодой и нетерпеливый Вислоушкин, рисуя первые постановки вроде классического куба, недоумевал: зачем на это отводится так много времени? Целых 12 часов. И махом изображал этот самый куб. Да еще лучше, чем остальные. Все последующие годы Вислоушкин дорабатывал и доводил до совершенства придуманную им систему.

Со временем, переехав в маленький тихий городок Вуктыл под Сыктывкаром, Владимир Иванович развил бурную деятельность: сначала организовал студию, потом творческое объединение при Дворце культуры, потом Детский фонд изобразительного творчества, в котором дети сами принимали заказы, сами работали и даже руководили. После того как Детский фонд был успешно задавлен налогами, как какое-нибудь благополучное предприятие, Владимир Иванович решил больше не связываться с рыночной экономикой, а пошел в муниципалитет, предложив свои хорошие руки и умную голову. Так в Вуктыле появился Центр изобразительного творчества, которым Вислоушкин руководит вот уже шесть лет.

Метод пятнографии заключается в том, чтобы разглядеть в бессмысленных на первый взгляд очертаниях какую-то мысль и вытащить на белый свет оригинальную сюжетную композицию

В центре разработана комплексная программа семилетнего художественного образования, которая, подхватив ребенка еще в детсадовском возрасте, через школу подводит его к конкретной специализации, помогая уже в седьмом классе определиться как специалисту в том или ином направлении. Проще говоря, центр раскрывает в человеке те или иные творческие способности, даже когда окружающие, да и сам человек считают, что их у него просто нет.

– А вы умеете рисовать? – спросил меня Владимир Иванович.

Я растерялась. Умею ли? Пожалуй, нет. Хотя моя дочка и утверждает, что на уровне ребенка рисую я хорошо. Могу Чебурашку какого-нибудь изобразить.

– Вот видите, – говорит Вислоушкин. – Может быть, в вас спит художник-мультипликатор, который будет создавать настолько выразительные образы, что профессионал вам только позавидует. А может, в вас сидит художник-модельер. Или портретист, шаржист, карикатурист...

6-31.gif (3887 bytes)

Специалисты центра считают, что пятнография может служить тестом и рассказать о Человеке даже больше, Чем он сам знает о себе

Каждый ребенок в центре может попробовать себя в архитектуре, дизайне одежды, посуды, мебели... Всего таких направлений девять. В полном объеме процесс этот довольно длительный, только общеобразовательный подготовительный курс длится четыре года. Зато постепенно сами дети понимают, что им больше нравится, и педагогу становится ясно, что у них лучше получается.

– Но ведь не все люди становятся художниками и вообще являются творческими людьми, – продолжала я сомневаться. – А как же будущий банкир?

– Развивать художественный вкус необходимо каждому человеку, – ответил Владимир Иванович, – тогда человек будет красиво одеваться, сможет создать для себя уютный дом, но не только это. Умение рисовать – это способность передать свой внутренний мир, это возможность более глубокого, интересного общения с другими людьми. Наша система занятий развивает самое главное – центр ассоциативно-образного мышления. Всем известно, что у одних людей преобладает художественный тип мышления, у других – логический, аналитический тип. «Экспресс-рисование» объединяет и тот, и другой, помогая развивать оба и, по сути, подводит к пространственно-образному мышлению.

А вообще методы художника Вислоушкина подходят как для детей, так и для взрослых, как для слепых, так и для зрячих людей. Когда на планшет натягивается леска, образующая решетку, то даже человек, который не видит, через серию простейших установок сможет нарисовать, к примеру, кувшин. При этом натянутая леска позволяет ему ощущать границы своей работы. Потом он сам создаст объем, оклеив контуры этого кувшина веревочкой. Вылепит рельеф. Остается только отлить гипсовую форму, склеить две половинки, и кувшин готов для дальнейшей работы. Подобные упражнения у себя в центре Вислоушкин проводит и со зрячими детьми: им просто завязывают глаза и предлагают нарисовать то-то и то-то. Говорят, острота ощущений поразительная. Ведь пальцы – это как бы наше второе зрение. Особенно великолепно получаются портреты, они порой выходят даже живее и непосредственнее, чем когда художник работает с открытыми глазами.

На последней республиканской отчетной выставке в Сыктывкаре директор Центра изобразительного творчества написал объявление, что в течение пяти выставочных дней будет проводить показательные занятия для родителей с детьми. И вдруг подошла одна немолодая женщина и попросила включить ее в группу. Оказывается, она страстно мечтает рисовать, но сколько ни пыталась научиться, не получалось. Три занятия были разминочными, а темой четвертого дня был портрет, карикатура, шарж. На пятый день утром женщина принесла 17 великолепных портретов. Результат собственной работы ее потряс. А Вислоушкин только улыбался. К подобному он уже давно привык.

К сожалению, идеи и открытия, которые находятся вне досягаемости столиц, как правило, не получают широкого распространения. А жаль. Я видела, как увлекла методика экспресс-рисования 16-летнего Женю – сына друзей Владимира Ивановича, у которых он обычно останавливается в Москве. Настолько, что подросток, никогда в жизни не увлекавшийся рисованием, с радостью ухватился за предложение Вислоушкина немного позаниматься с ним и его друзьями. Одна девочка рассказывала мне, что после первого же занятия на нее нашло такое вдохновение, что она рисовала всю ночь. А ведь заинтересовать сегодня 16–18-летних молодых людей не так-то просто. Владимир Иванович утверждает, что из самого Жени может получиться неплохой художник, его работы уже сегодня по-своему любопытны. Ну чем не доказательство того, что возможности его системы помогают не только раскрыть талант, но и довольно быстро привести к эффективным результатам.

Вуктыл–Москва
Рейтинг@Mail.ru