Марина ЛИВАНСКАЯ
г. Химки, Московская область
Парадоксы повторения
Как обычно проходит повторение и
закрепление пройденного материала? Контрольная
работа, зачет, фронтальный опрос...Оказывается,
можно и иначе. Готовясь к такому уроку,
запаситесь косынками. А то завязать глаза
ученикам, вышедшим к доске, будет нечем.
В начале второй четверти я решилась
применить режиссуру и на своем уроке физики.
Целью моего приема, взятого из книжки В.Букатова
о дидактических играх, было быстрое, но
качественное повторение (без занудного обычного
опроса) изученного за первую четверть материала
по новому для ребят предмету.
Я попросила детей открыть тетради с
опорными таблицами, просмотреть их (на тот момент
таблиц было 10) и вспомнить все формулы, которые
там содержались. Тем временем я разделила доску
на три части – по одной для каждого ряда. Затем
все превратились в команды, выбрали капитанов и
под их чутким руководством заполнили свою часть
доски формулами (всеми, какие только нашли в
опорных таблицах).
Условие: выходить к доске по одному
человеку, в относительной тишине, один человек
пишет одну формулу, затем должен выйти другой –
каждый только по одному разу (для профилактики
эксплуатации отличников и “тихой отсидки”
слабачков).
Доску заполнили за десять минут,
произнося при написании формулу вслух, озвучивая
все буквенные обозначения полным названием
физических величин. После этого проверили, у кого
сколько формул получилось, и дописали
недостающие.
Капитаны назначили по одному
представителю от ряда. Добровольцы завязали им
глаза принесенными мной косынками, а я
“перепутала” их местами так, чтобы каждый
оказался не у своей части доски. Вручила им
тряпки, чтобы стирать все формулы, кроме одной (своей
для каждого ряда). А так как сами они ничего не
видят, то ряд должен помогать своему человеку
подсказками по принципу “холодно – горячо”.
Задумано было так, что все трое должны
стирать “лишнее” со своей части доски
одновременно. Это затрудняло бы задачу каждого
тем, что надо было бы еще разобраться, что кричат
именно ему. А я на первый раз решила упростить
ребятам жизнь, и стирали поэтому друг за другом
по очереди.
Сначала полная растерянность. Что
делать? До этого все было достаточно просто, а тут
как быть? Чуть в сторону тряпкой, и сотрешь все –
и что надо, и что не надо.
Первые неуверенные движения.
Разноголосица подсказок. Потом – ничего,
сориентировались. С некоторыми огрехами все
справились с заданием. Очень эмоциональное
отношение возникло к засеканию времени.
В результате все повторение у нас заняло
30 минут. Причем прошло очень активно,
задействованы были все, сонных лиц не
наблюдалось. 15 минут осталось на новый материал.
Всем понравилось: ребята высказали пожелание
проводить такие повторения и в будущем, а я
получила желаемый результат.
У меня осталась вот какая проблема. Как
поощрять или наказывать? Ставить всем с ряда-победителя
пятерки? Но участие каждого не было равноценным...
Ставить оценки выборочно? Как-то не очень
справедливо, да и сложно – попробуй за каждым
уследи.
Надо подумать.
|