Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/1999

Архив
Марина ЛИВАНСКАЯ
г. Химки, Московская область

Парадоксы повторения

Как обычно проходит повторение и закрепление пройденного материала? Контрольная работа, зачет, фронтальный опрос...Оказывается, можно и иначе. Готовясь к такому уроку, запаситесь косынками. А то завязать глаза ученикам, вышедшим к доске, будет нечем.

В начале второй четверти я решилась применить режиссуру и на своем уроке физики. Целью моего приема, взятого из книжки В.Букатова о дидактических играх, было быстрое, но качественное повторение (без занудного обычного опроса) изученного за первую четверть материала по новому для ребят предмету.

Я попросила детей открыть тетради с опорными таблицами, просмотреть их (на тот момент таблиц было 10) и вспомнить все формулы, которые там содержались. Тем временем я разделила доску на три части – по одной для каждого ряда. Затем все превратились в команды, выбрали капитанов и под их чутким руководством заполнили свою часть доски формулами (всеми, какие только нашли в опорных таблицах).

Условие: выходить к доске по одному человеку, в относительной тишине, один человек пишет одну формулу, затем должен выйти другой – каждый только по одному разу (для профилактики эксплуатации отличников и “тихой отсидки” слабачков).

Доску заполнили за десять минут, произнося при написании формулу вслух, озвучивая все буквенные обозначения полным названием физических величин. После этого проверили, у кого сколько формул получилось, и дописали недостающие.

Капитаны назначили по одному представителю от ряда. Добровольцы завязали им глаза принесенными мной косынками, а я “перепутала” их местами так, чтобы каждый оказался не у своей части доски. Вручила им тряпки, чтобы стирать все формулы, кроме одной (своей для каждого ряда). А так как сами они ничего не видят, то ряд должен помогать своему человеку подсказками по принципу “холодно – горячо”.

Задумано было так, что все трое должны стирать “лишнее” со своей части доски одновременно. Это затрудняло бы задачу каждого тем, что надо было бы еще разобраться, что кричат именно ему. А я на первый раз решила упростить ребятам жизнь, и стирали поэтому друг за другом по очереди.

Сначала полная растерянность. Что делать? До этого все было достаточно просто, а тут как быть? Чуть в сторону тряпкой, и сотрешь все – и что надо, и что не надо.

Первые неуверенные движения. Разноголосица подсказок. Потом – ничего, сориентировались. С некоторыми огрехами все справились с заданием. Очень эмоциональное отношение возникло к засеканию времени.

В результате все повторение у нас заняло 30 минут. Причем прошло очень активно, задействованы были все, сонных лиц не наблюдалось. 15 минут осталось на новый материал. Всем понравилось: ребята высказали пожелание проводить такие повторения и в будущем, а я получила желаемый результат.

У меня осталась вот какая проблема. Как поощрять или наказывать? Ставить всем с ряда-победителя пятерки? Но участие каждого не было равноценным... Ставить оценки выборочно? Как-то не очень справедливо, да и сложно – попробуй за каждым уследи.

Надо подумать.

Рейтинг@Mail.ru