Подводные камни домашнего задания
В рядах родителей – брожение: дескать,
дети часами делают домашнюю работу! Хоть вы,
Мария Владимировна, задавайте поменьше! Дети
тоже вслед за родителями стали себя жалеть: “Я
вчера до двенадцати ночи делала домашку! Ужас!”
Но у меня была своя версия этих ужасов.
Просто родители не сумели организовать ребенку
рабочее пространство и вместе разумно выстроить
учебный день. Поэтому ребенок пять минут посидел
за уроками, пошел на кухню чаю попить, не смог
пройти мимо телевизора – задержался на часок...
Потом почитал еще пять минут и задумался... Потом
поел... Поиграл с братом... Потом домашняя работа
растянулась у него на целый день. А когда пора
было спать, мама обнаружила, что уроки не сделаны.
О чем они там в школе думают? Разве можно так
много задавать? И полусонный ребенок кое-как
дописывал проклятое упражнение...
Как оседлать время?
Я решила разобраться со временем.
Работала я тогда не в средней школе, как сейчас, а
в третьем классе.
Подумала-подумала и вывела мелом на
доске рядом с домашним заданием по русскому
языку такую формулу: t = ...?
– Что-о это? – спрашивают удивленно.
– Время засеките, – отвечаю, – когда
сядете задание по русскому делать. А потом
посмотрите, сколько оно у вас времени заняло. Все
результаты должны быть перед уроком выписаны на
доске. Те, что меньше получаса, – в кружочке,
больше получаса – в квадратике.
В классе были ребята, которые до сих пор
не умели определять время по часам – ну никак на
давались им эти проклятые стрелки! Насте
пришлось просить соседку объяснить ей все про
часы: мама у Насти хоть и математик, да завуч, так
что дома ее почти не бывает. Вот он – настоящий
мотив-то! И ведь не учительница задала учить
циферблат, а вправду нужно срочно научиться
определять время.
На следующий день вхожу в класс – вся
доска в кружочках и квадратиках. «Кружочков явно
больше», – с облегчением отмечаю про себя. Класс
с любопытством сличал цифры. Разброс результатов
от 12 минут до 1 часа 58 минут!!! Не скрывая радости, я
сообщаю, что полчаса – нормальное время на
ежедневные занятия русским языком и чтением.
На следующий день народ в самом деле
попытался сделать домашнюю работу по русскому,
не теряя времени даром. Получившийся результат,
похоже, ошарашил даже их. Первая реплика на уроке
была Коськина:
– Представляете?! Я даже английский на
послезавтра успел сделать! И мне разрешили
завтра к Вовке пойти!
Дети любят ритуалы. И уж коли полюбилась
какая придумка – жди, что она приобретет
тотальный характер. Так оно и случилось: вскоре
все уроки, включая устные, стали делать на время.
Видно, им понравилась такая жизнь, когда куча
свободного времени.
Задание на дом – сходить в гости к
соседям
Помню, что, когда я стала работать с
новым классом подростков, домашнее задание опять
стало вызывать у меня беспокойство. Задавать
бездарные тексты упражнений из старого учебника
было как-то неловко. А придумаешь что-нибудь свое
– куча проблем. Не поймут инструкцию – и сидят
часами над тетрадкой, мучают родителей, а то не
сделают совсем. (Я не расслышал! Меня не было, а
мне не объяснили! Я думал, кто хочет, тот и делает!
В дневнике ж ничего нету!..)
Наконец ход был найден. Я диктовала
исчерпывающую инструкцию по домашней работе, а
они записывали ее в свои тетрадки. Потом
обменивались тетрадками и проверяли запись на
полноту и точность; а в дневнике появлялось
неумолимое «см. в тетр.», что означало: ищи
задание в тетради. Круг замыкался.
Выдумывать деловые домашние задания –
сплошное удовольствие. Однажды в рамках
домашнего задания по риторике моим ученикам
пришлось идти к соседям по лестничной клетке. Ну,
Мария Владимировна! Мы ж никого не знаем! «Вот и
познакомитесь», – безжалостно сказала я им тогда.
И вот они пошли к соседям с открытками –
репродукциями шедевра (у каждого из ребят был
свой) и выспрашивали у них версии тех событий,
которые были изображены.
А потом надо было поймать соседа по
парте – показать шедевр и узнать у него еще одну
версию. На уроке обе истории зачитывались вслух,
и слушатели угадывали, где чья: где соседа или
соседки, а где однокашника.
Чудодейственные наклейки
Вдруг меня насторожила небрежность, с
которой выполнялись домашние задания. Сделал все
быстро, ошибок в меру – вроде не придерешься. Но
видно ведь – навалял левой ногой, чтобы
отделаться! Было что-то оскорбительное в этой
небрежности.
Слова я, конечно, надлежащие произнесла.
Но ведь писать красиво, делать работу
профессионально, да так, чтобы самому
почувствовать удовольствие... К этому же надо как-то
прийти.
Сами ребята и подарили мне подсказку,
бегая на большой перемене в книжный магазин за
наклейками, – там, дескать, они дешевые...
Теперь за красивую и полноценную
домашнюю работу каждый мог получить наклейку в
тетрадь. «Красоту» я оценивала, конечно,
сравнивая очередную работу человека с его
собственной предыдущей. Раздачу тетрадей ждали с
нетерпением. «У тебя есть наклейки?.. Ой, а что у
меня? Наклейка?.. У тебя сколько?.. У меня уже
четыре наклейки! Ура!!!»
Потихоньку все, кроме Кости, включились
в борьбу за наклейки. Девочки – понятно. Но то,
что мальчишки купятся на такое, было для меня
неожиданностью. Правда, надо учесть, что история
эта случилась в пятом классе и наклейки, надо
признаться, были классные!..
В конце четверти подводили итоги
конкурса наклеек. Этот урок назывался у нас
«зачет по наклейкам». Выкладывали на стол все
тетради с наклейками за домашнюю работу:
менялись с соседом по парте стопками тетрадей и
принимались подсчитывать. Общее число наклеек,
полученных человеком за четверть, выносилось на
доску. Троим победителям вручались традиционные
киндер-сюрпризы.
Была у нас и своя педагогическая история.
Костя держался до последнего: мол, меня не купишь
– как писал, так и буду писать. Мне что, больше
делать нечего? А писал он между тем абсолютно
нечитаемо и восхитительно грязно. Я и к совести
взывала, и на свое пошатнувшееся здоровье
намекала, и на слабеющее зрение ссылалась...
Бесполезно. Вела с ним изнурительную переписку:
«Жаль, прочесть не могу, хотя страшно интересно
знать твое мнение. Чтобы не обижать, ставлю три».
Бесполезно. Потом сломалась: стала проверять его
тетрадки, не обращая внимания на форму.
Помню, долго искала повод, чтобы
наклеить Коське наклейку. И наконец нашла повод
– за соблюдение полей! В следующий раз он
постарался – даже утюгом прогладил две
последние страницы. А потом неожиданно для всех
Костя стал победителем очередного конкурса
наклеек. В недоумении смотрел его сосед на
тетрадь, лежащую на выставке, – не сон ли это?
В следующей четверти произошло
обыкновенное чудо. Коськины тетради стали в
классе эталоном красоты и вкуса. Даже девчонки в
спорных вопросах отсылали истца в Коськину
тетрадь: «Посмотри, как у Кости! Что ты после
этого скажешь?!» Сам Костя просто не понимал, что
с ним происходит. Но поделать с собой уже ничего
не мог.
|