Лишняя копейка
О тех, кто знает, где ее найти
Деньги из бюджета поступают на школьные
счета из рук вон плохо. И все-таки школы, как и
люди, живут по-разному – кто-то лучше, кто-то хуже.
Мы хотим рассказать о тех, кто вопреки всему –
разумным доводам о том, что не стоит педагогам
заниматься тем, чем им несвойственно, что школа
не освобождается ни от каких налогов, – все-таки
ищет выход, развивает кипучую хозяйственную
деятельность и помогает себе, учителям, ученикам.
И помимо всего прочего учит ребят
предприимчивости, дает им уверенность в
собственных силах. Может быть, их опыт пригодится,
даст толчок к появлению других идей.
Михайловский парадокс
Скажите кому-нибудь в Москве, что
полноценный обед из трех блюд может стоить 5
рублей, – вас просто засмеют. А вот студенты
педагогического комплекса в селе Михайловском
Волгоградской области платят именно столько. И
свет, и тепло здесь за неуплату никогда не
отключают. Главным образом благодаря кипучей
хозяйственной деятельности директора Владимира
Арнаутова.
У комплекса 1200 га пахотной земли, техника –
комбайны, тракторы, овощехранилище. Только не
пугайтесь: ученики занимаются своим основным
делом – учебой, а работают наемные рабочие. Для
этого создана сельскохозяйственная фирма,
стопроцентным учредителем которой стало учебное
заведение. Сначала пытались как можно больше
выращивать сами, потом поняли, что выгоднее сеять
только гречку и подсолнечник, излишки продавать,
а на вырученные деньги покупать все остальное.
Другой источник дохода – сдача в аренду
помещений. Сейчас на территории комплекса
разместились магазин, парикмахерская, буфет,
стоматологический кабинет. Турниры, которые
проводятся в спортзале, также приносят деньги. И
гостиница на 140 мест не простаивает. Недавно за ее
счет погасили долг в 140 тысяч рублей за
коммунальные услуги.
Зная коммерческую сметку директора, что ничего у
него не приходит в запустение, районные власти
передали на баланс комплекса Дом культуры.
Теперь здесь проходят дискотеки, а в ближайших
планах – отремонтировать оборудование и начать
показывать кинофильмы. Об образовательных
услугах в Михайловском тоже не забывают.
Компьютер осваивают и дошкольники, и взрослые.
Работают и подготовительные курсы для
поступления в средние и высшие учебные заведения.
Коврики на экспорт и разговорный
эвенский
Издревле славились якуты талантами
художников и ремесленников. Можно ли было
представить, что впоследствии только единицы
будут владеть мастерством предков?
Но сейчас вроде бы спохватились. В национальных
школах – в селах Оймякон, Томторе, Тероте,
Сордонохе – возрождают древние ремесла. Не
только на уроках труда, но и на факультативах
здесь учат работать с мехом, металлом, берестой.
Вот платье для девушки, а вот – для женщины. В
этом туеске следует хранить творог, а в этом –
молоко. И шапку сошьют из любого меха – белки,
зайца, ондатры. Мастера по металлу изготовят
чарон – чашу с ручкой, кольца, серьги, браслеты. А
вот коврики, сотканные из конского волоса, так
поразили воображение иностранцев, что их стали
поставлять на экспорт.
Рядом с якутами испокон веков жил другой
разбросанный по всему Северу и Дальнему Востоку
древний народ – эвены. Два года назад в селе
Ючугей, что в переводе означает хороший,
школьников начали знакомить с культурой предков,
от которой они порядком оторвались. Их родители
очень много времени проводят на пастбищах, вдали
от детей, поэтому все меньше эвенов говорят на
родном языке, знают традиции и владеют древними
ремеслами. В школе ввели факультатив по языку (причем,
кроме родного, ребята изучают якутский, русский,
немецкий или английский), а в мастерских обучают
шить варежки и торбаса из оленьей шкуры,
национальные платья, изготавливать украшения.
Изделия неожиданно стали пользоваться хорошим
спросом у односельчан, приезжих, стали поступать
заказы. Не очень умелые детские руки быстро
становятся все более ловкими и приносят
стабильный доход, которого хватает на закупку
бисера, иголок и даже на небольшую зарплату детям.
Бухгалтерия лицейского кафе
Чтобы теория не была слишком сухой,
группе школьников, которые изучают менеджмент в
лицее № 5 в городе Каменск-Шахтинском Ростовской
области, разрешили организовать собственное
дело. Ребята взяли на себя школьное кафе
“Альтаир”, где они отвечают за все: за поставку
продукции, обслуживание клиентов, за то, чтобы
кафе приносило прибыль. В выходные и праздники
“менеджеры” устраивают дискотеки, плата от
которых также идет в школьный бюджет.
Картофельное поле интерната из Хакасии
Нужен ли сейчас кому-нибудь милый,
добрый пришкольный участок, на котором мы когда-то
под руководством учителей биологии выращивали
цветы, а в других школах – зелень, капусту,
морковку? Доходят ли до него руки и может ли он
хоть как-то помочь детям и учителям, чтобы их стол
был немного более разнообразным?
Вспомогательная школа-интернат из Хакасии (село
Аскиз) не только обеспечивает себя продуктами –
овощами, мясом и молоком, но и продает излишки.
С 12 лет дети начинают выбирать, какую профессию
они хотели бы получить. Кому-то больше нравится
возиться с землей, кому-то – с животными. А кто-то
предпочитает проводить время на пасеке. Другие
работают в столярных, швейных мастерских,
обучаются обувному делу. И взрослые стараются,
чтобы труд и старания их подопечных не пропадали
зря, а приносили прибыль.
Особым спросом у покупателей пользуются легкое
платье и зимняя обувь. В столярной мастерской
изготавливают табуретки, детские кроватки,
кухонную утварь. Дети в этом году собрали
приличный урожай овощей, меда (почти две тонны!),
вырастили 13 бычков. За рассадой в их теплицу
приходят жители окрестных деревень. И все это на
старой технике, которую отдали почти 15 лет назад
за ненадобностью. Тогда и стали выращивать на
пришкольном участке размером в полгектара овощи,
а на даче – картофель.
– Можно было бы и излишки получать, продавать
другим детским учреждениям, – говорит директор
Анфиза Угдыжекова, – но нужна техника.
Не в ущерб ли учебе вся эта кипучая деятельность?
Но здесь учатся дети с ограниченными
возможностями, то есть для них развитие
практических навыков означает и развитие
интеллекта. С другой стороны, любому ребенку так
важно осознавать: я могу, я способен, я получаю
вознаграждение за свой труд. Много ли школ
сегодня в состоянии возить детей на экскурсии? А
интернатские дети из далекой Сибири ездят в
Красноярск, Москву, Санкт-Петербург и даже в Алма-Ату.
Им покупают музыкальные инструменты, а
выпускникам оказывают материальную помощь.
Здесь мечтают о том, чтобы приобретать для них и
жилье. Оказывается, если есть инициатива и
некоторая хозяйская сметка, то можно очень
многое.
|