Школе нужны
не единые требования учителей к учащимся,
а общие правила для детей и взрослых
И эти правила необходимо
разрабатывать вместе – тогда они будут работать
Сегодня школа из последних сил пытается
стать (или остаться) времени вопреки
демократическим институтом.
Задача эта всегда была трудной, а сегодня
оказалась почти невыполнимой.
Потому что со всех сторон звучат призывы
усиления управленческих структур, чиновники
получают все больше прав, и школе остается либо
сдаться на милость управленцам-победителям, либо
доказывать, что и при демократии в школе может
быть порядок.
– Восстановите управленческую вертикаль! –
требует начальство у вышестоящих организаций.
– Да мы и без вертикали в самом низу, дайте право
хоть внутри школы самим определять правила жизни,
– слабо отвечают... школьные учителя.
Вот эти самые правила внутренней жизни школы
оказались необыкновенно значимыми не только для
самоощущения педагогов, и без того униженных
нищетой, но прежде всего для школьного уклада,
для педагогических основ детско-взрослых
отношений.
Это можно назвать как угодно: правила игры,
школьные законы и традиции, декларации и кодексы,
общественные договоры, соглашения.
Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что
именно в школах либерального духа дети
вдохновенно занимаются таким
«законотворчеством» – придумывают, утверждают и
обсуждают свою конституцию, проводят
референдумы и выборы, сочиняют законы и требуют
от себя и от взрослых неуклонного исполнения.
Иные критики видят в этом процессе коллективного
жизнестроительства лишь аналогии с пионерскими
маршами и «Правилами для учащихся» эпохи единой
политехнической школы. Но различие здесь
радикальное: детям того времени диктовались
поведенческие и моральные нормы. Исполнялись они
сквозь зубы или не исполнялись вообще, или
выливались в стихийные детские бунты – все
зависело от степени концентрации страха в
воздухе директорского кабинета.
Школьники же девяностых получили возможность
начинать предложение со слов «Я хочу, чтобы…», и
это конкретное, очень личное, даже капризное и
даже иногда вздорное «хочу» получило статус
частного мнения, из суммы которых в конечном
итоге и создаются честные и эффективные Правила
Игры. Потому что многие учителя научились (а кто-то
и всегда умел) переводить капризное «я хочу...» в
деловое «я считаю, что было бы правильным...»
Вот московская школа. На перемене из туалетов –
клубы дыма: детки курят. Но и в учительской курят,
и еще как. В том числе директор и все три завуча.
Ну плохо, конечно, ну непедагогично. Но что делать-то?
Придумали: легализовать курение, но в локальных
размерах – отвели для этого маленький коридор на
пятом (!) этаже. Поставили скамейки и для
надежности пару огнетушителей. А учителя
остались в своих правах.
Но директор не просто разрешил курить там-то и с
такого-то возраста, а устроил общешкольный
референдум. С воззванием: «Жители свободной
школы! Мы все знаем, что курение опасно для нашего
здоровья. Но как бы избавить от этой опасности
окружающих нас граждан?» Вся школа две недели
обсуждала и утверждала закон о курении, все
старшие классы и «частные ученические лица»
пыхтели над предложениями, комиссия по
референдуму работала допоздна...
В школьной истории эти дни остались как
«восхитительные». Курящие и некурящие, хулиганы
и скромники, мальчики и девочки – все были
объединены и приятно взбудоражены небывалым
доверием взрослых.
И вначале многие дети не верили:
– Неужели как решим так и будет? Не обманут?
А взрослые, в свою очередь, открыли для себя
фантастическую педагогическую ценность
подобного законотворчества. Ощутимо изменился
стиль отношений с учениками, сама атмосфера в
школе стала как-то... нежнее, что ли. И после
утверждения окончательного проекта закона на
собрании старшеклассников многие проблемы
отпали сами собой. Потому что одно дело –
вытаскивать из клозета прогуливающих уроки
старшеклас-сников, рискуя удостоиться дискуссии
на тему «вы сам такой», и совсем другое – тихо
констатировать: «Ты нарушаешь закон, который сам
принял». Впрочем, прецедентов нарушения почти не
было.
И теперь, когда иные гости ехидно спрашивают
директора: «А насчет наркотиков тоже будете
обсуждать?» – директор отвечает с достоинством:
уже обсуждали, наш закон о курении их
категорически запрещает. Иначе? Иначе будем
(потому что договорились!) пересматривать сам
закон как малоэффективный.
Но признаем, что такие школы – пока что
исключение. Сколько их на общем фоне?
Чаще всего детская свобода есть, но в очень
ограниченном нашей педагогической
«правильностью» пространстве.
«У нас дети свободны, очень свободны, – внушал
мне один директор, – но на строго отведенном им
пространстве, в своих четко очерченных
клеточках». Я спросила насчет размеров клеточки:
квадратный сантиметр или еще меньше? “Ну что вы,
– бодро ответил он, – у нас школа просторная... А
на вопрос о небе, которое, может быть, тоже в
клеточку, почему-то обиделся.
...Все кругом говорят, что в нашем обществе
главная болезнь – недоверие. Никто не верит друг
другу, не верят и властям. И никто не понимает, что
доверие – это такой же результат педагогической
работы, способность к воображению или знание
правил грамматики. Методика воспитания доверия
– воспитание доверием. А учебный материал –
общие правила школьной жизни. Попробуйте – сами
убедитесь.
|