Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/1999

Архив
Татьяна РУДИШИНА,
главный библиотекарь
Центральной государственной детской библиотеки
им. А.Гайдара
Москва

Солнечные зайчики знакомых названий

Старейшим детским журналам “Пионеру”и “Мурзилке” весной этого года исполняется 75. О том, как можно работать с ними, рассказывает этот материал.

Какими приходят журналы к своему юбилею? Отметим главное: в сумятице и финансовой неразберихе последних лет журналы не утонули и продолжают сохранять свое яркое лицо.

За годы существования “Пионера” с этим журналом выросли миллионы наших соотечественников.

Помимо самих публикаций, для меня, как методиста детской библиотеки, “Пионер” всегда был кладезем библиотечно-педагогических идей, подсказывал интересные приемы, ставил проблемы, формулировал темы. И сейчас, приступая к обзору “Пионера”-98, я попытаюсь смоделировать варианты использования журнальных публикаций 1998 года в работе библиотеки.

Открывала журнал после перерыва в несколько лет с тревогой. Но уже само обращение к читателям в первом номере меня успокоило: он – настоящий, тот самый честный, порядочный, уважающий себя и своих читателей. Журналу, как и в прежние годы, свойственна доверительность:

“У каждого в жизни бывают минуты, когда необходимо выговориться, но порой так трудно найти доброжелательного слушателя. А в журнал можно написать всегда. И доверить ему то, о чем не решаетесь рассказать даже самым близким, опасаясь непонимания или осуждения. Можете быть уверены: мы с уважением отнесемся к любой вашей просьбе и постараемся ответить на любой ваш вопрос. Более того, мы с удовольствием предоставим страницы журнала тем из вас, кому есть чем поделиться со своими сверстниками”.

И это не просто высокопарные слова. Мне не раз приходилось убеждаться в искреннем желании журнала помочь подросткам.

В прошлые годы журналу было свойственно яркое публицистическое начало. Посмотрим, как теперь:

“Мы живем и действуем в том времени, в котором нам выпало родиться. И от нас с вами, а не от кого-либо иного, именно от нас зависит, как скоро Россия преодолеет те невзгоды, которые в очередной раз выпали на ее долю. Как бы громко это ни звучало, но именно вам, дорогие друзья, поднимать великую страну, которую вы получили от отцов и дедов. А мы, насколько это в наших силах, хотели бы помочь вам приобщиться к тысячелетней истории нашего отечества, к его богатейшей культуре, к великим деяниям предков – пионеров в самом широком смысле этого слова”.

А теперь, удостоверившись в позиции журнала, начнем все сначала. Обложка. Ведь, следуя мудрой пословице, встречают по одежке. Лично меня здесь ждало разочарование: во всю обложку фотографии кумиров (Газмановы), красавиц (№ 3) и т.д. Тут “Пионер” стал как все, он следует моде. И не поймешь, то ли в руках “Лиза”, то ли “Штучка”, то ли “Настя” (список можно продолжать до бесконечности). Возможно, я ностальгирую по старому “Пионеру”, но мне вспоминается, как ежегодно в декабре (а журнал не задерживался, приходил к читателям в самом начале месяца) мы, читательский клуб “Гайдаровки”, устраивали парад обложек, выбирая тайным голосованием “Обложку года” – рисованные обложки хотелось рассматривать!

А что на 4-й странице обложки? Честно говоря, была уверена, что какая-нибудь реклама. Да, реклама, но замечательных конкурсов. Конкурс – это шанс, конкурс – это интересная идея для руководителя клуба. Если вам приходилось руководить детским коллективом, вы хорошо знаете вечный вопрос, затаившийся в глазах ребят: “А чем мы будем заниматься сегодня?” От тебя ждут праздника каждый день. А почему бы нам всем вместе не поучаствовать в конкурсе “Пионера”? Вот, например, “Пионер” № 5–6 публикует условия конкурса, организованного Государственным комитетом Российской Федерации по связи и информатизации, на лучший детский рисунок для почтовых марок “Россия в XXI веке” для школьников 8–12 лет. А на других обложках помещаются материалы рубрики “Сделаем сами” – игрушки из теста и паутинки, значок типа “Я умница”, “Ты прелесть”.

Как свидетельствует статистика, 80 процентов читателей начинают читать журналы с последней страницы. А там в каждом номере рубрика “Винегрет на прощанье”, из которой можно узнать:

  • Когда люди начали разыгрывать друг друга 1 апреля?

  • Почему не падает Останкинская телебашня, ведь ее фундамент уходит в землю всего на четыре метра?

  • Что означает слово “эксклюзивный”?

  • Правда ли, что скоро появится третья часть “Терминатора” с Арнольдом Шварценеггером в главной роли?

  • Когда в России появилась первая фабрика мороженого?

  • И многое-многое другое.

Меня, взрослого человека, в журнале очень заинтересовали читательские письма и рубрика “Говори”. Не каждый читатель осмелится написать в журнал, не каждому есть с кем обсудить проблему, а тут письма, типичные письма подростков о любви и предательстве, о школе, которая, по мнению автора одного из писем, “такой злой мирок, в котором считается правилом угнетать слабого”, о смерти близких людей и о многом другом, о чем можно говорить с подростками. Если характер ваших отношений позволит это сделать, можно начать разговор на основе этих писем. Для тех, кому одиноко, кто хочет общения со сверстниками, единомышленниками, есть “Адресное бюро”.

Из старых знакомых в журнале встретила рубрику “Кораблик” – творчество читателей. В детском коллективе практически всегда найдется несколько поэтов. И наверняка о поэтических опытах одного будут знать все вокруг. А рядом будет и другой ребенок, для которого его стихи – личная тайна. Может быть, он этой тайной решит поделиться с вами. Не будем упрощать: тут дело не столько в таланте, сколько в разнице темпераментов, характеров и т.д. Но вот почитать “Кораблик” и обсудить стихи и с тем и с другим юным поэтом стоит.

И еще о поэзии: 11–12 лет – тот возраст, когда из детской поэзии уже вырос, а взрослая вроде бы еще рановата. “Пионер” в прошлые годы печатал иногда стихи “на вырост”: Гумилева, Ахматову, Мандельштама. И не просто печатал, но пытался о них говорить. В читательском клубе у нас была традиция начинать занятие (вне зависимости от дальнейшей темы) чтением одного из стихотворений. Сначала эти стихи подбирали мы. А уже через пару месяцев стихи стали находить и приносить, чтобы прочесть всем вслух, и сами ребята. В “Пионере”-98 из стихотворений “на вырост” мне встретился Иван Бунин. А так здесь вы встретите хороших детских поэтов – Джона Чиарди в переводе Григория Кружнова, Михаила Яснова, Андрея Усачева.

Из традиционных рубрик – в каждом номере “Переменка”. А “Ума палата” моего детства называется “Шевели мозговой извилиной”. Иногда библиотекари используют материалы этих рубрик в своей массовой работе. “Переменку” – 1 апреля (или 1 сентября, кому как ближе), а “Шевели мозговой извилиной” – в турнирах смекалистых, да и просто предлагают на занятиях в группах продленного дня вместо очередного обзора литературы.

Из новых рубрик отметим “Яблочко от яблоньки” (дети о своих великих родителях). (№ 1 – Андрей Леонов о Евгении Леонове; № 2 – четырнадцатилетняя Полина Теслер об Олеге Теслере, художнике, № 3 – Газмановы, № 4 – Никулины). “А кто бы вам был интересен?” – с подобным вопросом обратимся к нашим читателям.

Интересно, доходчиво, с юмором ведется рубрика “Компьютер без компьютера”.

Никуда, видимо, не деться от “Клип-клуба” с его бесконечными светскими сплетнями.

А вот что меня порадовало, так это рубрики “Зеленая палочка” (растения средней полосы России в легендах и мифах) и “Нескучная классика” (малоизвестный “нескучный рассказ”). Чем, между прочим, не идея для книжной выставки в библиотеке?

Журнальные публикации не исчерпываются перечисленными рубриками. Вот, например, в № 2 замечательная публикация Нины Мороз “Сладкiя грезы”. Автор достал “Из старой шкатулки” фантики старинных конфет, а вместе с ними на страницы журнала принес аромат дореволюционной жизни. В связи с этой публикацией хочется вспомнить историко-краеведческий вечер старшеклассников, на котором мы общими усилиями создавали экспозицию “Музея московского быта” – “Из бабушкиных сундуков”. Наша экспозиция просуществовала один лишь вечер, после чего все “экспонаты” так же бережно были возвращены на свои места постоянного хранения – в дома наших ребят. А оказались там и старые граммофонные пластинки, и рушники, передаваемые в семье по женской линии – от матери к дочери, и фотографии актеров немого кино, и разнообразные документы, продовольственные карточки, даже пятачок – многолетний символ Московского метрополитена, – и многое-многое другое. Каждый “экспонат” сопровождался рассказом. Среди прочих были и жестяные коробки от “конфект” фабрики товарищества “Эйнем”.

Но вернемся на страницы журнала. Мне показалось, что теперь в нем очень мало прозы. Журнал вместе с Мариной Москвиной вспоминает Юрия Сотника и Юрия Коваля. Перечитайте рассказ Коваля “Клеенка”, № 2(98), почитайте его непременно вслух своим ребятам, предложите его своим домашним. Вспомните замечательного автора Юрия Коваля! Читаешь рассказ – дыхание перехватывает.

Я уже не раз вспоминала читательский клуб “Гайдаровки” с его традициями. Так вот еще одна – журнальная. В январе, когда все номера года были получены и прочитаны, мы подводили итог читательского журнального года. Когда ребята были маленькими – по страницам “Мурзилки”, затем – “Пионера”, когда подросли – “Юности”. А подводили – в форме устного журнала, то есть вместе “выпускали” журнал “Пионер” № 13. Подготовка начиналась заранее с заполнения анкеты, посвященной журналу за прошедший год. Приведу пример анкеты “Пионер”-90:

Публикация статьи произведена при поддержке мебельной мастерской «ФилМебель». Компания «ФилМебель» предоставляет услуги ремонта мягкой мебели и внутридиванных раскладушек на дому у заказчика в Москве и Московской области. Ремонт диванов от компании «ФилМебель» - это помощь опытных профессионалов, которые по выгодной цене и в самые короткие сроки осуществят замену обивки, ремонт деревянного каркаса и механизмов трансформации, а так же произведут комплексную перетяжку дивана. Узнать больше о предоставляемых услугах и увидеть фотографии выполненных работ можно на официальном сайте мебельной мастерской «ФилМебель», который располагается по адресу http://www.filmebel.ru/

1. В № 12 журнала за 1990 год опубликованы имена лауреатов “Пионера” по итогам года. Согласен ли ты с тем, что именно эти авторы отмечены журналом? Если нет, назови, кого бы ты хотел видеть в числе лауреатов.

2. В 1990 году в журнале появились новые рубрики. Хочешь ли ты, чтобы эти рубрики были продолжены в 1991 году?

“Перестройка: что такое? Кто такой?”
“Что читает страна?”
“Аудитория”
“Перелистывая Даля”

3. Если ты читатель “Пионера” со стажем, как изменился журнал за год:

стал лучше
стал хуже
не изменился.

4. Материалы какой рубрики ты не читаешь совсем?

5. О чем ты мог бы сказать “За этот материал я благодарен редакции журнала”?

6. Какой материал ты считаешь творческой неудачей редколлегии?

7. Самая привлекательная обложка года (укажите номер журнала).

8. В каждом новом номере я прежде всего читаю _______ .

9. Это стихотворение, впервые прочитанное в журнале, мне особенно понравилось.

10. В журнале есть рубрика “Музей одной картины”. О какой картине тебе хотелось бы побольше узнать?

11. С кем из интересных людей планеты тебе хотелось бы встретиться на страницах журнала?

12. Какой вопрос редколлегии журнала ты бы задал, если бы тебя пригласили на редакторскую летучку?

13. Если бы главным редактором “Пионера” был ты, то ______ .

Устный журнал “Пионер” № 13, например за тот же 90-й год, включал помимо обсуждения анкеты следующие рубрики:

Парад обложек по итогам тайного голосования (тогда обложки были рисованные);
“Кораблик” – в клубе всегда были юные поэты и барды);
мини-турнир “Шевели мозговой извилиной” (но уже не по страницам журнала, а что-нибудь заранее подготовленное библиотекарем);
“История одной картины” (по итогам анкеты готовил библиотекарь – “О чем не успел рассказать журнал”);
“Переменка” (веселые истории в лицах из реальной школьной жизни членов клуба);
“Узел связи” (все вместе пытаемся ответить на вопрос письма);
“Домовенок и компания” (раньше так называлась страничка для хозяюшек) – к чаю девочки готовили печенье, бутерброды, конфеты по рецептам рубрики, возможны демонстрации моделей, сшитых или связанных по совету журнала;
мини-дискотека вместе с “Клип-клубом”.

Ежегодно и анкета, и программа устного журнала меняются в зависимости от рубрик.

Что до юбилея журнала “Пионер”, то, мне кажется, о нем уместно было бы вспомнить в “Неделю детской книги-99”. Первый номер журнала вышел 15 марта 1924 года. Это был траурный номер, посвященный В.И.Ленину. В журнале было опубликовано Обращение ЦК комсомола и Центрального Бюро коммунистических детских групп ко всем детям по случаю присвоения пионерской организации имени В.И.Ленина. (Этот выпуск ныне стал библиографической редкостью: автором очерка о В.И.Ленине в журнале был Лев Троцкий.)

За годы существования журнал дружил с детскими писателями всех поколений. Прежде чем повести, романы, поэмы выходили отдельными книгами, они печатались на страницах журнала. Дядя Степа и старик Хоттабыч, капитан Врунгель и мальчик со шпагой Сережа Каховский – все они шагнули к читателям со страниц “Пионера”. С журналом в разные годы постоянно сотрудничали Маршак, Барто, Бианки, Каверин, Пришвин, Фраерман, Воронкова, Алексин, Яковлев, Коринец, Маркуша, Коваль, Сергей Иванов и многие другие замечательные детские писатели. На страницах журнала были впервые опубликованы “Голубая чашка” и “Дальние страны” Гайдара. После такого перечисления имен хочется поднять библиографию и организовать книжную выставку-развал “Пришли со страниц “Пионера”, а вместе с читательским активом подготовить театрализованную викторину по страницам любимых книг, которая и может стать стержнем сценария праздника в школе “Неделя детской книги-99”.

Некоторые из предложенных приемов работы с “Пионером” можно использовать и с младшими школьниками – читателями журнала “Мурзилка”. Журнал в настоящее время выходит в великолепном полиграфическом оформлении. Рубрика “Галерея искусств Мурзилки” – это замечательные подборки репродукций картин художников (в 1998 году – Суриков, Федотов, Левитан, Петров-Водкин, Дейнека). Журнал отмечает юбилеи детских писателей (Кузьмин, Михалков, Берестов, Заходер). Есть и неожиданные материалы – попытка почитать стихи о детстве Марины Цветаевой из “Вечернего альбома” и “Волшебного фонаря” (первых сборников поэта). Журнал проводил самый добрый поэтический конкурс – конкурс колыбельных, написанных читателями своим младшим братишкам и сестренкам, домашнему питомцу, любимой кукле или мишке.

Доброта и традиционность – так можно было бы охарактеризовать стиль журнала. Познавательные материалы соседствуют с комиксами Марины Москвиной и Сергея Седова “Приключения Мурзилки и его друзей”, Мурзилкины советы с повестью-сказкой Ирины Токмаковой “Аля, Кляксич и Вреднюга”.

А как обрадуется библиотекарь, когда почти в каждом номере обнаружит викторину для внимательных читателей.

Беседуя с читателями об истории журнала, стоит рассказать, что появился герой с этим забавным именем (“Мурза – замарашка, чумичка... мурзиться – говор. о ребенке, упрямиться, дурить” – В.И.Даль) еще в 1887 году и тридцать лет радовал ребят своими приключениями. Новая жизнь Мурзилки началась в 1924 году.

В 1994 году редакция журнала и АО “Вента” выпустили юбилейное издание наиболее ярких рассказов, сказок, стихотворений, самых любопытных игр, кроссвордов, загадок, публиковавшихся в журнале на протяжении 70 лет в иллюстрациях лучших детских художников, –”Путешествие с “Мурзилкой”. Эта своеобразная антология стала великолепным подарком для всех поколений читателей журнала. В предисловии к сборнику сказано:

“А если бы вы знали, какие несметные богатства накопил Мурзилка за эти годы! Ломятся сундуки, полные волшебных сказок, захватывающих историй, стихов, песенок, скороговорок, загадок, многоцветных рисунков, смешных рассказов в картинках”.

Хочется пожелать детским журналам-долгожителям “Пионеру” и “Мурзилке” достойно встретить свой юбилей, не растерять читателей, а нам, библиотекарям, всегда иметь возможность подписываться на эти издания и вместе с нашими читателями с нетерпением каждый месяц открывать новый номер “Пионера” и “Мурзилки”.

Рейтинг@Mail.ru