Ольга КОЗЛОВА,
зав. научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д.Ушинского
Должностная инструкция: какой ей
быть?
Множество проблем и разногласий
вызывает у библиотекарей и администрации
составление должностных инструкций. Все время мы
получаем вопросы на эту тему. А тут еще
публикация в журнале “Директор школы” № 4 за 1998
год подлила масла в огонь.
Мы попросили специалистов из ГНПБ им К.Д.Ушинского
прокомментировать этот проект и дать свои
рекомендации. Напоминаем, что должностная
инструкция в каждой школе разрабатывается своя
на основе общего проекта.
Практический интерес администрации
школ к обязанностям библиотекаря существенно
оживился после публикации в журнале «Директор
школы» (№ 4, 1998) проекта должностной инструкции.
За этим последовала активизация написания
инструкций, отягощенная дискуссиями и нажимами
директоров на библиотекарей. Это заставило
научно-методический отдел ГНПБ им. К.Д.Ушинского
заняться актуальнейшей проблемой и включить ее
разработку в план отдела на 1999 год.
Единственно ценным в предлагаемом
проекте, на наш взгляд, является типовая
конструкция, в которой унифицированно должен
располагаться материал: требования к
исполнителю, должностные обязанности, права
работника, ответственность. Остальное в проекте
– благие пожелания директоров школ и не более
того.
Определимся с понятием. В словаре
русского языка С.И.Ожегова находим: «Инструкция
– свод правил, устанавливающих порядок и способ
осуществления, выполнения чего-нибудь». В
существующих методиках написания инструкций
рекомендуется отразить весь комплекс работ,
выполняемых конкретным сотрудником, и круг его
обязанностей.
Начнем с того, что в библиотеках
общеобразовательных учреждений работают и
библиотекари, и заведующие библиотеками. Из
инструктивного письма Министерства просвещения
РСФСР «Об утверждении типовых штатов начальных,
неполных средних и средних общеобразовательных
школ и дополнительных штатов хозяйственного и
обслуживающего персонала общеобразовательных
школ с продленным днем» от 12 февраля 1987 г. № 13-М мы
знаем, что в школе, имеющей от 7 до 13 классов-комплектов,
положено иметь библиотекаря, от 14 классов-комплектов
и выше – зав. библиотекой, от 30 классов-комплектов
и выше положено иметь в школе зав. библиотекой и
библиотекаря. Разница не только в названии
должности и в зарплате, но и в выполняемой работе.
Различны и требования по профессиональной
подготовке. Заведующий библиотекой (11–13-й
разряды) должен иметь высшее профессиональное
образование и стаж работы по профилю не менее
трех лет или среднее профессиональное
образование и стаж работы по профилю не менее
пяти лет. Библиотекарь (6–11-й разряды) имеет
широкую градацию и по образованию, и по стажу
работы.
Естественно, что библиотекарь с общим
средним образованием не только не может
обеспечить (цитируем из проекта должностной
инструкции) «систематизированное хранение
библиотечного фонда», так как надо хотя бы знать
библиотечно-библиографическую классификацию (желательно
новую с изменениями и дополнениями), но и вряд ли
«организует читательские конференции,
литературные вечера и другие массовые
мероприятия», потому что для этого нужно знать
методики организации этих форм работы с
читателями.
Основным регламентирующим документом
работы библиотеки общеобразовательного
учреждения на сегодняшний день является
«Примерное положение о библиотеке
общеобразовательного учреждения» от 14.01.98 г. №
06-51-2ин/27-06, подписанное заместителем министра В.А.Болотовым.
В «Положении» отчетливо зафиксированы
задачи библиотеки, которые в инструкцию могут
войти в качестве основных направлений
деятельности:
«2.1. Обеспечение учебно-воспитательного
процесса и самообразования путем библиотечного
и информационно-библиографического
обслуживания учащихся, педагогов и других
категорий читателей.
2.2. Формирование у читателей навыков
независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой и другими
носителями информации, поиску, отбору и
критической оценке информации.
2.3. Совершенствование традиционных и
освоение новых библиотечных технологий.
Расширение ассортимента библиотечно-информационных
услуг, повышение их качества на основе
использования оргтехники и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов».
При составлении должностных
обязанностей заведующего библиотекой в основу
необходимо положить ряд базисных функций
библиотеки (из того же «Положения»):
образовательную, информационную, культурную.
Приведем наиболее значимые:
«3.1. Распространение знаний и другой
информации, формирующей библиотечно-библиографическую
и информационную культуру учащихся, участие в
образовательном процессе.
3.2. Формирование библиотечного фонда в
соответствии с образовательными программами
общеобразовательного учреждения.
Библиотека комплектует универсальный по
отраслевому составу фонд: учебной,
художественной, справочной, научно-популярной
литературы, периодических изданий для учащихся;
научно-педагогической, методической, справочной
литературы, периодических изданий для
педагогических работников; профессиональной
литературы для библиотечных работников.
3.3. Обслуживание читателей на
абонементе, в читальном зале и по
межбиблиотечному абонементу, а также в
библиотечных пунктах, создаваемых в учебных
кабинетах общеобразовательного учреждения.
3.4. Ведение справочно-библиографического
аппарата с учетом возрастных особенностей
читателей: каталогов и картотек на традиционных
и машиночитаемых носителях, справочно-информационного
фонда.
3.6. Организация дифференцированного,
персонифицированного обслуживания читателей с
максимальным учетом интересов пользователя.
Обслуживание читателей, нуждающихся в
литературе в каникулярное время.
3.8. Ведение необходимой документации по
учету библиотечного фонда и обслуживанию
читателей в соответствии с установленным
порядком.
3.10. Популяризация литературы с помощью
индивидуальных, групповых и массовых форм работы
(бесед, выставок, библиографических обзоров,
обсуждений книг, читательских конференций,
литературных вечеров, викторин и др.).
3.12. Обеспечение соответствующего
санитарно-гигиенического режима и благоприятных
условий для обслуживания читателей.
3.14. Изучение состояния читательского
спроса (степени его удовлетворения) с целью
формирования оптимального состава
библиотечного фонда.
3.15. Исключение из библиотечного фонда,
перераспределение и реализация непрофильной и
излишней (дублетной) литературы в соответствии с
действующими нормативными правовыми актами.
Организация в установленном порядке продажи
списанных из основного и учебного фондов книг и
учебников.
3.18. Формирование библиотечного актива,
привлечение читателей (в т.ч. учащихся) к
управлению библиотекой, их участие в работе
совещательного органа – библиотечного совета и
актива читателей.
3.19. Обеспечение требуемого режима
хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников
осуществляется в отдельном помещении.
3.20. Организация работы по сохранности
библиотечного фонда».
Очевидно, что в школьной библиотеке
заведующий библиотекой един во всех лицах.
Объять необъятное при всем творческом
энтузиазме он никак не сможет. Инструкция должна
дать типовой набор, а на местах необходимо
определить приоритеты в работе. Немаловажное
значение имеет, конечно, специфика учебного
учреждения.
Должностная инструкция библиотекаря
должна включать не столь емкие понятия и
отражать степень содействия библиотекаря
процессу: «участвует, способствует, выполняет,
отвечает», то есть осуществляет помощь
заведующему библиотекой при выполнении
определенных библиотечных операций.
Должностная инструкция библиотекаря
максимально конкретна, но с учетом разряда
оплаты труда. Здесь следует отчетливо уяснить
взаимосвязь: чем выше разряд, тем сложнее и
объемнее обязанности. В работе над инструкцией
мы предполагаем дать максимальный набор
выполняемых операций для библиотекаря, а на
местах при утверждении инструкции в каждом
конкретном случае заведующий библиотекой должен
осуществить отбор, исходя из специфики школы,
психофизических возможностей работника,
установившихся традиций и т.д.
Существует мнение, что в интересах школы
заведующий библиотекой (библиотекарь) должен
подчиняться непосредственно заместителю
директора школы по учебно-воспитательной работе.
Это подчинение практически необходимо, если
директор школы собирается привлекать
библиотекаря к экстренной замене временно
отсутствующих учителей и воспитателей в
пределах нормальной продолжительности рабочего
времени с дополнительной почасовой оплатой
педагогической работы.
Анкетирование школьных библиотекарей
Москвы показало, что 51 процент библиотекарей
совмещают библиотечную работу с другими видами
работ в школе (замена отсутствующих педагогов,
работа в группах ГПД, секретарские обязанности,
ответственность за питание и т.д.), и только 4
процента библиотекарей не хотели бы совмещать и
занимаются этим по принуждению. Казалось бы, все
идет ко всеобщему удовольствию. И все же, на наш
взгляд, вносить этот пункт в должностную
инструкцию как обязательную нельзя. Ситуация во
всех школах очень разная, более того, она
меняется. Благоприятность работы
педагогического коллектива во многом зависит от
директора школы, его авторитета и
распорядительности. И там, где в этой части есть
слабина, крайним оказывается библиотекарь. Еще у
всех на памяти изнурительные дискуссии о том,
кому вести вновь введенные предметы, не
обеспеченные ни программами, ни учебниками, –
граждановедение и москвоведение (в регионах,
возможно, краеведение). И вот, продираясь сквозь
чащу неизведанного предмета, за все труды
библиотекарь получал оплату по 8-му разряду.
Раздел «Права», который раньше звучал
формально и включал не обязательные для
администрации пункты, теперь необходимо
наполнить вполне конкретным и значимым для
библиотекаря содержанием. В частности:
самостоятельно выбирать формы и методы
работы с читателями и планировать ее исходя из
общего плана работы школы;
участвовать с правом совещательного
голоса в заседаниях педагогического совета
школы;
принимать участие в работе семинаров и
совещаний, непосредственно связанных со
спецификой его деятельности, периодически
повышать квалификацию;
для библиотекарей включить
возможность аттестоваться на добровольной
основе на соответствующую квалификационную
категорию и получить ее в случае успешного
прохождения.
Совсем нелишне включить в документ
право на защиту профессиональной чести и
достоинства.
В разделе «Ответственность» необходимо
закрепить частичную материальную
ответственность за фонд: «несет материальную
ответственность в порядке и в пределах,
установленных трудовым законодательством».
Особенно тщательно, видимо, придется
подготовить перечень работ, выполняемых
библиотекарем по обеспечению школы учебными и
методическими изданиями.
В работе над «Должностной инструкцией
заведующего библиотекой, библиотекаря» хочется
учесть богатый опыт библиотекарей, основываться
на их знании предмета, поэтому просим делиться
своими пожеланиями и предложениями.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Химлабо». Компания «Химлабо» предоставляет услуги производства и продажи учебного лабораторного оборудования для общеобразовательных учреждений. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодной цене купить высококачественное школьное оборудование для кабинетов химии, биологии и физики. Посетив официальный сайт компании «Химлабо», который располагается по адресу www.himlabo.ru, Вы сможете подробно ознакомиться с каталогом предлагаемой продукции, и отправить заказ на покупку оборудования онлайн. Для Вашего удобства представлена как возможность забрать покупку самовывозом, так и заказать доставку курьером или транспортной компанией.
|