Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/1999

Архив

На всех континентах, где книги приходят в класс...

Мы уже писали о том, что необходимость объединения школьных библиотек в какой-то союз очевидна. В нашей стране существует Российская библиотечная ассоциация, но пока это профессиональное объединение не включает школьные библиотеки как отдельную группу. В мире же давно есть такой союз – Международная ассоциация школьных библиотек (МАШБ/IASL). Мы связались с деятелями IASL Джеральдом Брауном из Канады и Сигрун Кларой Ханнесдоттир из Финляндии. На основе присланных ими материалов мы рассказываем вам об этой ассоциации.

Международная ассоциация школьных библиотек – уникальная автономная организация, члены которой представляют более 80 стран. Ассоциация действует уже 30 лет и успешно помогает становлению и развитию системы школьных библиотек и научному обобщению их деятельности – школьному библиотековедению.

Миссия МАШБ, как написано в основополагающих документах, состоит в создании “международной трибуны для всех заинтересованных в содействии успешной работе школьных библиотек как важного элемента учебного процесса”.

Вот как сформулированы некоторые задачи ассоциации в официальных документах:

  • агитация за развитие школьных библиотек во всех странах мира;

  • поддержка инициатив по включению программ развития школьных библиотек в планы развития учебных программ и школьных расписаний;

  • содействие профессиональной подготовке и непрерывному образованию персонала школьных библиотек;

  • развитие чувства общности среди школьных библиотекарей;

  • установление и расширение связей между школьными библиотекарями и другими специалистами, работающими с детьми и подростками.

Самое главное, на мой взгляд, это позиция МАШБ в отношении роли и места школьных библиотек в системе образования любой страны. Она очень ясно выражена в Декларации МАШБ о школьных библиотеках.

Хотя документ написан довольно сухо, мы все-таки считаем нужным привести с некоторыми сокращениями его текст, а не пересказывать. Обратите внимание вот на что. В декларации, как и в других документах МАШБ, фигурирует термин “библиотекарь-педагог” или “учитель-библиотекарь” в отличие от “учителя-предметника”. Так именуются школьные библиотекари во многих странах. И это не просто название – это другой статус.

Этот документ – главная опора школьных библиотекарей – членов МАШБ.

А начиналось все очень давно. В 1962 году на стокгольмской конференции Всемирной конфедерации педагогических организаций (WCOTP), которая объединяет национальные ассоциации учителей, руководящие деятели школьных библиотек признали необходимость в своей международной трибуне. Несколько лет на конференциях WCOTP обсуждались совместные планы, а в Сиднее в 1970 году собравшиеся вместе школьные библиотекари и педагоги приняли решение об официальном создании Международной ассоциации школьных библиотек.

Конференции МАШБ состоялись уже на всех континентах, кроме Антарктиды. Для того чтобы как можно больше людей могли принимать участие в этих конференциях (приезжая на них хотя бы раз в два-три года), ассоциация старается проводить их в разных регионах мира.

Членами МАШБ могут быть отдельные лица, учреждения и ассоциации. Ее президентами были граждане Исландии, Ямайки, Великобритании и Соединенных Штатов, а вице-президентами – граждане Австралии, Канады, Дании, Исландии, Швеции, Великобритании и США.

Девять региональных директоров образуют ядро системы международного консультативного руководства. Они представляют Азию, Восточную Азию, Австралию и Тихоокеанский регион, Карибский бассейн, Африку южнее Сахары, Северную Африку и Средний Восток, Северную Америку, Латинскую Америку и, конечно, Европу. В их обязанности входит представлять МАШБ в своих регионах, информировать о ее задачах, разрабатывать и предлагать программы и проекты, которые должна осуществлять организация, рекламировать деятельность МАШБ, участвовать в обмене информацией в мировом масштабе и периодически направлять отчеты редактору “IASL Newsletter” (Информационного бюллетеня МАШБ).

Для более тесного сотрудничества с педагогами и библиотекарями на международном уровне ассоциация вступила в Международную федерацию библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) и получила в ней статус члена с правом решающего голоса. Кроме того, МАШБ имеет также консультативный статус в ЮНЕСКО, а также сотрудничает на неофициальной основе с Международной ассоциацией чтения (IRA) и Международным советом по детским книгам (IBBY).

Существуют в МАШБ так называемые группы по интересам. Спектр их очень широк: “Защита интересов”, “Детская и юношеская литература”, “Образование для школьных библиотекарей”, “Информационная грамотность (Навыки/Стратегии)”, “Международные школы”, “Грамотность (Обучение чтению)” и “Научные исследования”. Координаторы этих групп обеспечивают их взаимодействие, а также отвечают за рекламу изданий, электронную связь, организацию Международной книжной выставки, проект ЮНЕСКО “Содействие книге” и другое.

С момента своего основания МАШБ выпускает ежеквартальный “Информационный бюллетень МАШБ”. В нем помещаются обзоры, статьи, информационные сообщения и заметки, присылаемые ассоциациями школьных библиотек разных стран, а также сообщения о наиболее значительных публикациях.

С 1995 года ассоциация издает журнал “School Libraries Worldwide” (“Школьные библиотеки мира”). Он выходит два раза в год и помещает рецензии на статьи о научных исследованиях и образовании в области школьного библиотековедения. Он распространяется исключительно среди членов МАШБ, так же как бюллетень.

Важной частью деятельности МАШБ являются специальные проекты. По программе совместных действий ЮНЕСКО – МАШБ осуществляется сбор средств для программ ЮНЕСКО, которые могут расходоваться на приобретение литературы для школьных библиотек в развивающихся странах. Кандидаты на получение средств обязаны гарантировать наличие стеллажей, площадей, кадров и обслуживания. Среди последних получателей – школы в Румынии, на Ямайке, на Мальдивах, в Боливии и Свазиленде. Кроме того, на ежегодной конференции проводится книжная выставка, представляющая страны и регионы – члены МАШБ. По окончании конференции ее передают в дар стране – организатору конференции, с тем чтобы книгами могли пользоваться юные читатели этой страны.

Грант имени Джин Лоури, первого президента и первого исполнительного секретаря МАШБ, на развитие лидерства – субсидия плюс оплата регистрационного взноса – предоставляется руководителям школьных библиотек в развивающихся странах, чтобы позволить им участвовать в ежегодной конференции. Последние получатели гранта – из Латвии, Шри-Ланки, Антигуа и Барбуды, Намибии и Эфиопии.

Программа безвозмездной помощи Support-A-Member (дословно “Помоги одному члену”) призвана дать возможность школьным библиотекарям участвовать в работе МАШБ.

МАШБ выполняет функции центра сбора и распространения информации по Международной программе добровольной помощи. Эта необычная программа – форма проявления профессионального сотрудничества и коллективизма, и направлена она на то, чтобы обеспечить максимальное участие членов МАШБ в работе этой организации. При этом МАШБ никак не оценивает поступающие заявки на помощь и не подвергает сомнению потребность в таковой, а добровольцы не требуют ни компенсации, ни вознаграждения.

Как сказано в материалах ассоциации, МАШБ действует в русле международного движения, направленного на развитие школ и библиотек, и социального движения, направленного на повышение грамотности во всем мире.

Каждый член МАШБ может сделать что-то в этом направлении, а когда силы объединены хотя бы для обмена опытом, это уже помогает жить.

Ольга ГРОМОВА
Перевод с английского
Павла АЗГАЛЬДОВА

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Сергея Михайлова посвященного курсам скорочтения - magicspeedreading.com. Разработанный Сергеем Михайловым курс скорочтения - это эффективные компьютерные тренинги, которые позволят в самые быстрые сроки освоить навык быстрого чтения, что позволит предугадывать мысль автора, легко и просто находить и запоминать нужную информацию. Посетив сайт проекта magicspeedreading.com Вы сможете заказать со скидкой полный курс скорочтения, а так же бесплатно скачать книги и программы по динамическому чтению.

Декларация о школьных библиотеках

Принцип 7 “Декларации ООН о правах ребенка” гласит: “Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных ступенях. Он должен получать образование, содействующее воспитанию в нем общей культуры и позволяющее ему на основе равенства возможностей развить свои способности, умение судить самостоятельно и моральное чувство социальной ответственности, то есть стать полезным членом общества”.

Важной составляющей такого бесплатного и обязательного образования является наличие и использование школьных библиотек. Школьная библиотека необходима для развития человеческой личности, а также для духовного, морального, социального, культурного и экономического прогресса населения.
Школьная библиотека играет важнейшую роль в достижении целей образования и задач школы. Эту роль она исполняет через планомерную программу приобретения и организации информационных технологий и выдачу литературы для расширения образовательной среды всех учащихся. Обязательной частью работы школьной библиотеки является планомерное – в сотрудничестве с учителями-предметниками и другими педагогами – обучение детей навыкам работы с информацией.

Школьная библиотека предоставляет обширный комплекс ресурсов как в печатной, так и в иной форме, включая электронные носители информации и доступ к данным. Это помогает ребенку осознать собственное культурное наследие и создает основу для понимания разнообразия других культур.

Функции

Цели работы школьной библиотеки можно выразить через следующие функции:

  • информационная – обеспечение надежной информации, оперативного доступа, поиска и передачи информации; школьная библиотека должна входить в региональные и общенациональные информационные сети;

  • образовательная – обеспечение непрерывного образования на протяжении всей жизни человека через создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; помощь в нахождении, отборе и использовании материалов и воспитание информационных навыков путем совместной работы учителя-библиотекаря с классными учителями; развитие интеллектуальной свободы;

  • культурная – улучшение качества жизни через предоставление возможностей для получения эстетического опыта; руководство в восприятии искусства, поощрение творчества и установления позитивных отношений между людьми;

  • развлекательная – поддержка и укрепление сбалансированной и разнообразной жизни и поощрение осмысленного проведения досуга через предоставление развлекательной информации, материалов и программ развлекательного характера.

Персонал

При организации школьной библиотеки необходимо, чтобы все, кто пользуется ею, умели делать это хорошо и эффективно... Подготовка администраторов, а также всех учителей должна включать знакомство с ролью школьной библиотеки в учебном процессе и планирование и осуществление учебного процесса с учетом этой роли. Администратор должен понимать, какими специфическими библиотечными умениями должен владеть учитель-библиотекарь в дополнение к своей профессиональной педагогической подготовке, чтобы успешно вести библиотечную работу в школе... Администратор должен сознавать, насколько важны для учебного процесса в школе совместные планирование и обучение.

Международная ассоциация школьных библиотек выступает за то, чтобы школьными библиотекарями были дипломированные учителя, получившие дополнительную профессиональную библиотечную подготовку. (В некоторых странах считают, что лучше делать наоборот: давать библиотекарю педагогическую подготовку. – Ред.)

Непрерывное образование, умения и развитие грамотности

Школьная библиотека содействует повышению грамотности, побуждая ребенка читать и для учебы, и для развлечения...

Помимо этого, учащийся получает представление о всем комплексе информационных и коммуникационных технологий, что имеются в наличии. Его учат пользоваться этой техникой... Подобные навыки содействуют непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Следует также побуждать все системы образования к тому, чтобы учебная среда в них выходила за рамки учебника и урока и включала школьную библиотеку. Школьные библиотекари должны сотрудничать с персоналом публичных библиотек и других общественных информационных центров, с тем чтобы обеспечить совместное использование всех информационных ресурсов города.

Государственная поддержка

Создание хороших школьных библиотек говорит о том, что власти выполняют свои обязанности по развитию такого образования, которое позволяет детям стать полезными членами общества и развить все заложенные в них возможности. Хорошая школьная библиотека с квалифицированным заведующим – важный фактор в обеспечении качественного образования.

Для обществ и государственных властей, стремящихся содействовать развитию детского образования, одним из и наглядных показателей является наличие средств обучения. Общество, инвестирующее в школьные библиотеки, инвестирует в собственное будущее.

Печатается в сокращении
Рейтинг@Mail.ru