На всех континентах, где книги
приходят в класс...
Мы уже писали о том, что необходимость
объединения школьных библиотек в какой-то союз
очевидна. В нашей стране существует Российская
библиотечная ассоциация, но пока это
профессиональное объединение не включает
школьные библиотеки как отдельную группу. В мире
же давно есть такой союз – Международная
ассоциация школьных библиотек (МАШБ/IASL). Мы
связались с деятелями IASL Джеральдом Брауном из
Канады и Сигрун Кларой Ханнесдоттир из
Финляндии. На основе присланных ими материалов
мы рассказываем вам об этой ассоциации.
Международная ассоциация школьных
библиотек – уникальная автономная организация,
члены которой представляют более 80 стран.
Ассоциация действует уже 30 лет и успешно
помогает становлению и развитию системы
школьных библиотек и научному обобщению их
деятельности – школьному библиотековедению.
Миссия МАШБ, как написано в
основополагающих документах, состоит в создании
“международной трибуны для всех
заинтересованных в содействии успешной работе
школьных библиотек как важного элемента
учебного процесса”.
Вот как сформулированы некоторые задачи
ассоциации в официальных документах:
агитация за развитие школьных
библиотек во всех странах мира;
поддержка инициатив по включению
программ развития школьных библиотек в планы
развития учебных программ и школьных расписаний;
содействие профессиональной
подготовке и непрерывному образованию персонала
школьных библиотек;
развитие чувства общности среди
школьных библиотекарей;
установление и расширение связей между
школьными библиотекарями и другими
специалистами, работающими с детьми и
подростками.
Самое главное, на мой взгляд, это позиция
МАШБ в отношении роли и места школьных библиотек
в системе образования любой страны. Она очень
ясно выражена в Декларации МАШБ о школьных
библиотеках.
Хотя документ написан довольно сухо, мы
все-таки считаем нужным привести с некоторыми
сокращениями его текст, а не пересказывать.
Обратите внимание вот на что. В декларации, как и
в других документах МАШБ, фигурирует термин
“библиотекарь-педагог” или
“учитель-библиотекарь” в отличие от
“учителя-предметника”. Так именуются школьные
библиотекари во многих странах. И это не просто
название – это другой статус.
Этот документ – главная опора школьных
библиотекарей – членов МАШБ.
А начиналось все очень давно. В 1962 году
на стокгольмской конференции Всемирной
конфедерации педагогических организаций (WCOTP),
которая объединяет национальные ассоциации
учителей, руководящие деятели школьных
библиотек признали необходимость в своей
международной трибуне. Несколько лет на
конференциях WCOTP обсуждались совместные планы, а
в Сиднее в 1970 году собравшиеся вместе школьные
библиотекари и педагоги приняли решение об
официальном создании Международной ассоциации
школьных библиотек.
Конференции МАШБ состоялись уже на всех
континентах, кроме Антарктиды. Для того чтобы как
можно больше людей могли принимать участие в
этих конференциях (приезжая на них хотя бы раз в
два-три года), ассоциация старается проводить их
в разных регионах мира.
Членами МАШБ могут быть отдельные лица,
учреждения и ассоциации. Ее президентами были
граждане Исландии, Ямайки, Великобритании и
Соединенных Штатов, а вице-президентами –
граждане Австралии, Канады, Дании, Исландии,
Швеции, Великобритании и США.
Девять региональных директоров
образуют ядро системы международного
консультативного руководства. Они представляют
Азию, Восточную Азию, Австралию и Тихоокеанский
регион, Карибский бассейн, Африку южнее Сахары,
Северную Африку и Средний Восток, Северную
Америку, Латинскую Америку и, конечно, Европу. В
их обязанности входит представлять МАШБ в своих
регионах, информировать о ее задачах,
разрабатывать и предлагать программы и проекты,
которые должна осуществлять организация,
рекламировать деятельность МАШБ, участвовать в
обмене информацией в мировом масштабе и
периодически направлять отчеты редактору “IASL
Newsletter” (Информационного бюллетеня МАШБ).
Для более тесного сотрудничества с
педагогами и библиотекарями на международном
уровне ассоциация вступила в Международную
федерацию библиотечных ассоциаций и учреждений
(ИФЛА) и получила в ней статус члена с правом
решающего голоса. Кроме того, МАШБ имеет также
консультативный статус в ЮНЕСКО, а также
сотрудничает на неофициальной основе с
Международной ассоциацией чтения (IRA) и
Международным советом по детским книгам (IBBY).
Существуют в МАШБ так называемые группы
по интересам. Спектр их очень широк: “Защита
интересов”, “Детская и юношеская литература”,
“Образование для школьных библиотекарей”,
“Информационная грамотность
(Навыки/Стратегии)”, “Международные школы”,
“Грамотность (Обучение чтению)” и “Научные
исследования”. Координаторы этих групп
обеспечивают их взаимодействие, а также отвечают
за рекламу изданий, электронную связь,
организацию Международной книжной выставки,
проект ЮНЕСКО “Содействие книге” и другое.
С момента своего основания МАШБ
выпускает ежеквартальный “Информационный
бюллетень МАШБ”. В нем помещаются обзоры, статьи,
информационные сообщения и заметки, присылаемые
ассоциациями школьных библиотек разных стран, а
также сообщения о наиболее значительных
публикациях.
С 1995 года ассоциация издает журнал “School
Libraries Worldwide” (“Школьные библиотеки мира”). Он
выходит два раза в год и помещает рецензии на
статьи о научных исследованиях и образовании в
области школьного библиотековедения. Он
распространяется исключительно среди членов
МАШБ, так же как бюллетень.
Важной частью деятельности МАШБ
являются специальные проекты. По программе
совместных действий ЮНЕСКО – МАШБ
осуществляется сбор средств для программ ЮНЕСКО,
которые могут расходоваться на приобретение
литературы для школьных библиотек в
развивающихся странах. Кандидаты на получение
средств обязаны гарантировать наличие
стеллажей, площадей, кадров и обслуживания. Среди
последних получателей – школы в Румынии, на
Ямайке, на Мальдивах, в Боливии и Свазиленде.
Кроме того, на ежегодной конференции проводится
книжная выставка, представляющая страны и
регионы – члены МАШБ. По окончании конференции
ее передают в дар стране – организатору
конференции, с тем чтобы книгами могли
пользоваться юные читатели этой страны.
Грант имени Джин Лоури, первого
президента и первого исполнительного секретаря
МАШБ, на развитие лидерства – субсидия плюс
оплата регистрационного взноса –
предоставляется руководителям школьных
библиотек в развивающихся странах, чтобы
позволить им участвовать в ежегодной
конференции. Последние получатели гранта – из
Латвии, Шри-Ланки, Антигуа и Барбуды, Намибии и
Эфиопии.
Программа безвозмездной помощи
Support-A-Member (дословно “Помоги одному члену”)
призвана дать возможность школьным
библиотекарям участвовать в работе МАШБ.
МАШБ выполняет функции центра сбора и
распространения информации по Международной
программе добровольной помощи. Эта необычная
программа – форма проявления профессионального
сотрудничества и коллективизма, и направлена она
на то, чтобы обеспечить максимальное участие
членов МАШБ в работе этой организации. При этом
МАШБ никак не оценивает поступающие заявки на
помощь и не подвергает сомнению потребность в
таковой, а добровольцы не требуют ни компенсации,
ни вознаграждения.
Как сказано в материалах ассоциации,
МАШБ действует в русле международного движения,
направленного на развитие школ и библиотек, и
социального движения, направленного на
повышение грамотности во всем мире.
Каждый член МАШБ может сделать что-то в
этом направлении, а когда силы объединены хотя бы
для обмена опытом, это уже помогает жить.
Перевод с английского
Павла АЗГАЛЬДОВА
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Сергея Михайлова посвященного курсам скорочтения - magicspeedreading.com. Разработанный Сергеем Михайловым курс скорочтения - это эффективные компьютерные тренинги, которые позволят в самые быстрые сроки освоить навык быстрого чтения, что позволит предугадывать мысль автора, легко и просто находить и запоминать нужную информацию. Посетив сайт проекта magicspeedreading.com Вы сможете заказать со скидкой полный курс скорочтения, а так же бесплатно скачать книги и программы по динамическому чтению.
|
Декларация о школьных библиотеках
Принцип 7 “Декларации ООН о правах
ребенка” гласит: “Ребенок имеет право на
получение образования, которое должно быть
бесплатным и обязательным, по крайней мере на
начальных ступенях. Он должен получать
образование, содействующее воспитанию в нем
общей культуры и позволяющее ему на основе
равенства возможностей развить свои
способности, умение судить самостоятельно и
моральное чувство социальной ответственности,
то есть стать полезным членом общества”.
Важной составляющей такого бесплатного
и обязательного образования является наличие и
использование школьных библиотек. Школьная
библиотека необходима для развития человеческой
личности, а также для духовного, морального,
социального, культурного и экономического
прогресса населения.
Школьная библиотека играет важнейшую роль в
достижении целей образования и задач школы. Эту
роль она исполняет через планомерную программу
приобретения и организации информационных
технологий и выдачу литературы для расширения
образовательной среды всех учащихся.
Обязательной частью работы школьной библиотеки
является планомерное – в сотрудничестве с
учителями-предметниками и другими педагогами –
обучение детей навыкам работы с информацией.
Школьная библиотека предоставляет
обширный комплекс ресурсов как в печатной, так и
в иной форме, включая электронные носители
информации и доступ к данным. Это помогает
ребенку осознать собственное культурное
наследие и создает основу для понимания
разнообразия других культур.
Функции
Цели работы школьной библиотеки можно
выразить через следующие функции:
информационная – обеспечение надежной
информации, оперативного доступа, поиска и
передачи информации; школьная библиотека должна
входить в региональные и общенациональные
информационные сети;
образовательная – обеспечение
непрерывного образования на протяжении всей
жизни человека через создание соответствующих
условий и атмосферы для учебы; помощь в
нахождении, отборе и использовании материалов и
воспитание информационных навыков путем
совместной работы учителя-библиотекаря с
классными учителями; развитие интеллектуальной
свободы;
культурная – улучшение качества жизни
через предоставление возможностей для получения
эстетического опыта; руководство в восприятии
искусства, поощрение творчества и установления
позитивных отношений между людьми;
развлекательная – поддержка и
укрепление сбалансированной и разнообразной
жизни и поощрение осмысленного проведения
досуга через предоставление развлекательной
информации, материалов и программ
развлекательного характера.
Персонал
При организации школьной библиотеки
необходимо, чтобы все, кто пользуется ею, умели
делать это хорошо и эффективно... Подготовка
администраторов, а также всех учителей должна
включать знакомство с ролью школьной библиотеки
в учебном процессе и планирование и
осуществление учебного процесса с учетом этой
роли. Администратор должен понимать, какими
специфическими библиотечными умениями должен
владеть учитель-библиотекарь в дополнение к
своей профессиональной педагогической
подготовке, чтобы успешно вести библиотечную
работу в школе... Администратор должен сознавать,
насколько важны для учебного процесса в школе
совместные планирование и обучение.
Международная ассоциация школьных
библиотек выступает за то, чтобы школьными
библиотекарями были дипломированные учителя,
получившие дополнительную профессиональную
библиотечную подготовку. (В некоторых странах
считают, что лучше делать наоборот: давать
библиотекарю педагогическую подготовку. – Ред.)
Непрерывное образование, умения и
развитие грамотности
Школьная библиотека содействует
повышению грамотности, побуждая ребенка читать и
для учебы, и для развлечения...
Помимо этого, учащийся получает
представление о всем комплексе информационных и
коммуникационных технологий, что имеются в
наличии. Его учат пользоваться этой техникой...
Подобные навыки содействуют непрерывному
образованию на протяжении всей жизни.
Следует также побуждать все системы
образования к тому, чтобы учебная среда в них
выходила за рамки учебника и урока и включала
школьную библиотеку. Школьные библиотекари
должны сотрудничать с персоналом публичных
библиотек и других общественных информационных
центров, с тем чтобы обеспечить совместное
использование всех информационных ресурсов
города.
Государственная поддержка
Создание хороших школьных библиотек
говорит о том, что власти выполняют свои
обязанности по развитию такого образования,
которое позволяет детям стать полезными членами
общества и развить все заложенные в них
возможности. Хорошая школьная библиотека с
квалифицированным заведующим – важный фактор в
обеспечении качественного образования.
Для обществ и государственных властей,
стремящихся содействовать развитию детского
образования, одним из и наглядных показателей
является наличие средств обучения. Общество,
инвестирующее в школьные библиотеки,
инвестирует в собственное будущее.
Печатается в сокращении
|
|
|