|
Недавно в американской
телепрограмме я увидел интервью...
|
Можно ли научить любви? Недавно в
американской телепрограмме я увидел интервью с
голливудской знаменитостью, помогающее ответить
на этот вопрос. Когда-то этот человек писал речи
для президента Никсона, потом перешел в
шоу-бизнес, ведет свою телепрограмму, снимается в
кино, работает над киносценариями и статьями для
дюжины журналов – одним словом, деловой человек.
Десять лет назад он вместе со своей
женой усыновил мальчика, сразу после его
рождения. Приемному отцу было уже за пятьдесят.
Он признается, что в первые два года был “плохим
отцом” – слишком занят работой. Однажды он
вернулся домой, и навстречу ему выбежал его
мальчик, только научившийся ходить.
“Я взял его за руку, и в этот момент
что-то во мне изменилось. С этого момента я стал
не просто слугой своего ребенка, а его рабом и
обожателем, – объясняет отец. – Перед сном я
читаю ему сказки, и он просит, чтобы я держал его
за руку, иначе он не заснет. Я готов сидеть, держа
его за руку, часами. Слышать его ровное дыхание –
это счастье, с которым ничто не может сравниться.
Мы идем в зоопарк, и я ловлю себя на мысли, что у
меня так много работы, мне нужно успеть сделать и
то, и другое. И тут же спохватываюсь: вот моя
главная работа – вести его в зоопарк, а все
остальное подождет. Мне хочется, чтобы время,
проведенное с отцом, было для него не подарком, не
роскошью, а повседневностью, такой же, как воздух
или солнечный свет”.
Человек полюбил. Полюбил поздно, на
подходе к пенсии, но со всей страстью и
удивлением первого чувства. Кто научил его этой
любви? Ребенок. Усыновленный, вовсе не “родная
кровь”, да и заняла учеба больше двух лет. Никто
не рождается с развитым чувством, наоборот,
чувство рождается, если его развивать и беречь.
Сложно любить женщин, если никогда с
ними не общался. Трудно любить родителей, которых
никогда не видал. Невозможно полюбить
абстрактных котов или собак, нужно сначала хотя
бы на картинке их увидеть. Любовь начинается с
общения, внимания, симпатии.
Потом развивается страсть. Или не
развивается. Устойчивая симпатия – тоже неплохо
для начала. Как научить этой начальной приязни?
Обычно это происходит неосознанно. Нас учат не
уча. Мы учим сами себя и, как все самоучки, делаем
ошибки. Если с самого начала вместо приязни к
детям развивается неприязнь, поправить это очень
трудно.
Нет в пединституте специального курса
под названием “Любовь к детям, часть первая”. А
жаль. Его стоит начать с диагностической анкеты.
Будущие учителя приходят в вуз не из космоса. У
них уже сложилось отношение к детям –
положительное, отрицательное или нейтральное.
Кого-то надо учить любви к ребенку, кого-то
переучивать, а кто-то может и сам научить других.
Вопрос для анкеты. Увидев маленького
ребенка, вам хочется: а) обнять его, б) погладить
его по голове, в) улыбнуться, г) отвернуться, д)
ускорить шаги, е) выругаться. Тут вся гамма
учительских эмоций, от нежного “к сердцу
прижмет” и до откровенного “к черту пошлет”,
ведь и такое бывает.
Для этого курса есть замечательная
литература. Лучшие книги Корчака и Сухомлинского
называются “Как любить детей” и “Сердце отдаю
детям”. Есть подходящие стихи, кино, живопись, но
ничто не заменит дружеского общения с детьми –
на уроках, после уроков, на экскурсии, в летнем
лагере.
У меня теплое чувство к детям зародилось
не сразу. В старших классах я никак не мог понять
особое отношение взрослых к ребенку. Оно
казалось мне фальшивым, притворным, показным.
Потом я стал студентом, а после занятий заходил в
школу помогать своей учительнице биологии,
которая работала с группой продленного дня для
четвероклассников.
Вот когда все началось. Продленка! Почти
все двоечники. Родители алкоголики. Но как же
хорошо мы дружили с нашими ребятами. Как уютно
было сидеть с ними в вечернем классе, когда за
окнами быстро темнело, и помогать им делать
уроки, готовиться к вечерам и концертам,
обсуждать прошедший день. Как можно было не
любить этих ребят за их самоотверженную борьбу с
диктантами и контрольными, за их увлеченность в
игре, за преданность, скромность, понимание, за
широко раскрытые удивленные глаза и грохот
дружного смеха. Конечно, мы и спорили, и
ссорились, как бывает в семье, но любили друг
друга по-настоящему.
Вскоре я стал замечать милых и
симпатичных детей на улице, в магазине, в
автобусе. Иногда их поведение раздражало, но
жалость и сочувствие обычно перевешивали. Входя
в комнату, я видел прежде всего детей, а потом уже
взрослых. Мне всегда хотелось знать, о чем они
думают, чем заняты, чем их можно обрадовать,
удивить. Зачем? Просто так. Чтобы увидеть их
улыбку.
Наверное, мне повезло. Моя работа в школе
началась в сотрудничестве с опытным педагогом,
интересно, весело, без нужды воевать с детьми. Это
и был мой спецкурс по любви к ребенку, нужный для
каждого будущего учителя.l
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина офисной мебели "Шатура". Посетив сайт интернет магазина мебельной компании "Шатура", который располагается по адресу shatura-office.ru, Вы найдете большой ассортимент продукции, который включает в себя письменные столы, шкафы, тумбы, стеллажи, кресла, стулья, напольные вешалки, и другую офисную мебель для руководителя и персонала. Онлайн консультант ответит на все Ваши вопросы, а подробное описание и фотографии внешнего вида, представленной на сайте мебели, помогут определиться с выбором заказа. Выгодные цены, акции, доставка и сборка приобретенной мебели, позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени.
|