Эдуард ДНЕПРОВ
академик РАО, директор Федерального института
планирования образования
Двенадцатилетка как социально-педагогический
макропроект
Осознаем ли мы его сложность и
ответственность?
До сих пор вопрос о двенадцатилетке
рассматривается преимущественно как
внутришкольный. И прошедшая коллегия
министерства шла в основном в том же русле. Между
тем двенадцатилетка – крупная, системная
социально-педагогическая проблема, далеко
выходящая за рамки собственно школы – и по своей
значимости, и по способам решения, и по своим
социальным последствиям. По меньшей мере три
грани этой проблемы уже сегодня требуют самого
пристального внимания.
Первое. Двенадцатилетка как социальный
макропроект затрагивает все общество, каждую
семью, каждого ребенка. И потому эта проблема не
может и не должна решаться только на
ведомственном уровне. Правовые ее аспекты (и
прежде всего ее взаимосвязь со сроком призыва в
армию), ее социальные и экономические
предпосылки и последствия (а экономических
расчетов и социальных прогнозов по введению
двенадцатилетки пока вовсе нет) – все это должно
рассматриваться на общегосударственном уровне,
должно решаться в интересах детей, семьи и
общества.
Второе. Внутри самой системы
образования проблема двенадцатилетки имеет не
узкошкольный, а общесистемный характер. Ее
невозможно решать в отрыве от судеб начального и
среднего профессионального образования, вне
связи с высшей школой. Пока же она
рассматривается изолированно, вне общей
стратегии развития системы образования (может
быть, в силу того, что таковой стратегии пока нет).
Нагляднейший пример – обнажившееся на
коллегии непонимание будущих взаимосвязей
старшей ступени двенадцатилетней школы (в
частности ее политехнического профиля) и ПТУ, как
и абсолютная непроясненность вопроса о
соотношении задач и принципов построения
начальной профессиональной подготовки в
двенадцатилетке и общеобразовательной
подготовки в профтехучилищах.
Другой ярчайший пример – жесткая
установка “школоведов” РАО на превращение
старшей ступени школы в так называемый
предуниверсарий: основная задача этой ступени,
по их мнению, – “подготовка к вузу”. Но эта
установка насквозь порочна. Она направлена, по
сути, на отход от всеобщности полного среднего
образования, провозглашенной законом “Об
образовании”. Более того – на селективность
школы, ибо в вуз поступают только 20–25 процентов
ее выпускников. В истории российского
образования перед средней школой никогда не
ставилась задача только подготовки к вузу. Школа
всегда готовила и к жизни. Вопрос: чем, кроме
непрофессионализма, вызван слом этой традиции?
Третье. Переход к двенадцатилетке
неизбежно ставит вопрос о системном пересмотре
содержания общего образования, приведении его в
соответствие с требованиями жизни. Альтернатива,
предложенная в материалах коллегии министерства
и в документах РАО, – “либо сокращать учебный
материал, либо увеличить срок обучения” –
глубоко ложна, механистична по своей сути. Она
исходит из известного принципа: тех же щей, да
пожиже влей, раздели эти щи не на 11 (сегодня
фактически 10), а на 12 тарелок.
Длительное время мы шли и до сих пор идем
по пути экстенсивного наращивания содержания
школьного образования. Переходя от одной
социально-педагогической ступени к другой – от
всеобщего начального к неполному среднему и
далее к всеобщему полному среднему образованию,
– мы не меняли ни внутреннее устройство школы, ни
архитектуру, принципы построения и организации
содержания образования. Мы механически
надстраивали школьные этажи и предметы друг над
другом, что привело к сбоям школьного механизма и
катастрофической перегрузке детей. И вот сейчас
хотим предложить еще двенадцатый школьный этаж
якобы для того, чтобы снять эту перегрузку. Не
меняя сами принципы построения содержания
школьного образования, которые и являются
главным источником перегрузки. Это все тот же
тупиковый экстенсивный путь, густо замешенный на
неискоренимом непрофессионализме.
Нагрузка в школе не растет сама собой. Ее
наращивают ведомственные и академические
чиновники, не желая или не умея по-настоящему
работать с содержанием школьного образования. И
сегодня двенадцатилетка им нужна в основном,
чтобы скрыть то и другое. Поэтому-то в аппаратной
справке, подготовленной к заседанию коллегии,
они и предлагали в первую очередь ввести
образовательные стандарты для будущей
двенадцатилетки, то есть изначально
законсервировать в ней то содержание
образования, которое уже сегодня признано
предельно перегруженным и устаревшим. Это
вызвало резкие и справедливые возражения многих
выступавших на коллегии.
Истинный, главный смысл двенадцатилетки
– не в закреплении все нарастающего отрыва
содержания школьного образования от жизни, а в
глубоком, внутреннем, системном обновлении этого
содержания.
Один из примеров (а их можно было бы
привести десятки) – неотложная необходимость
преодоления явного технократического крена
нынешнего содержания школьного образования.
Известно, что существующий Базисный учебный план
(БУП) сбрасывает, по сути, все предметы
гуманитарного профиля с федерального на
региональный уровень. И после этого изготовители
данного БУПа на всех углах кричат о сохранении
общероссийского образовательного пространства.
Но можно ли сохранить это пространство, когда его
гуманитарный цемент разбросан, рассеян по
регионам? Можно ли лишь с помощью математики и
естественных наук цементировать нацию, страну?
Итак, двенадцатилетка сегодня –
открытая проблема. И пока здесь больше вопросов,
чем ответов.
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ
“...Я подчас думаю: неужели в некоторых
СМИ считают, что в правительстве сидят такие
глупые и безответственные люди, что решат
забирать ребят в армию прямо из школы, не дав им
ее закончить? Если идея двенадцатилетней школы
будет принята, то это новшество коснется детей не
старше пятого класса, значит, первые выпускники
первой двенадцатилетки в России – при самом
идеальном ходе реформы – появятся не ранее 2010
года.
Законодательным органам и
правительству 2010 года и придется решать вопрос о
школе и военном призыве и все иные проблемы, с
этим связанные”.
Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
Интервью агентству “Интерфакс” 31 января 1999 года
]
Публикация произведена при поддержке интернет проекта "НАУЧИ.ру". Посетив сайт интернет проекта "НАУЧИ.ру", который располагается по адресу http://nauchi.ru/, Вы найдете большую базу анкет различных репетиторов Вашего города. К Вашим услугам репетитор по математике, химии, русскому языку, биологии, ИЗО, геометрии, и другим предметам школьной программы. Удобная система поиска и помощь онлайн консультанта помогут найти подходящего преподавателя, а возможность оставить заявку на подбор репетитора позволит сэкономить Ваше личное время.
|