Мыслить – и не существовать?
Интеллигенция – это понятие,
которое рождается в споре и исчезает,
если спорить не о чем
САЛЬВАДОР ДАЛИ. “ФАРМАЦЕВТ ИЗ
ФИГЕРАСА,
КОГДА ОН НЕ ИЩЕТ СОВЕРШЕННО НИЧЕГО” (ФРАГМЕНТ)
Романские слова
странно меняются в русском языке. Скажем,
галльское intelligence, нечто среднее между умом,
обаянием и согласием, превратилось в
отечественную “интеллигенцию”, где ума чуть
больше, чем обаяния, а на согласие нет даже намека.
Интеллигенция, социальный ли слой, жизненная ли
позиция, все ли вместе разом и навсегда, имеет
сотни определений, о ней написаны тысячи эссе,
монографий и памфлетов: то она совесть России, то
смертельная болезнь нации, то ей клянутся как
истиной и абсолютом, то как истина и абсолют она
ускользает от всякого ясного описания – все
равно словечко – ярлык, знамя, клеймо, но только
не знак реальности. В оценке нет содержания, за
ней лишь туман и миражи.
Интеллигент – отнюдь не всякий интеллектуал (кто
посмеет назвать Победоносцева интеллигентом?) и
отнюдь не обязательно интеллектуал (Чехов пишет
об интеллигенции и для интеллигенции). Какой-то
минимум образования здесь необходим, но не он
решает дело. Порой кажется, что нам явилась тень
нашего Отечества, которое тоже “не то, не то” – и
не Азия, и не Европа, и, к сожалению, не Америка.
Итак, перед нашим взором проходят люди,
объединенные не материальными корпоративными
интересами (и рабочие, и библиотекари, и
профессура, и даже некоторые военные), не
духовной жаждой (какая там оборотная
религиозность, сгинь, Сергий Булгаков, – и
верующие, и неверующие, и народолюбцы, и русофобы),
не убеждениями (либералы, революционеры,
аполитичные барышни), даже не отношением к власти
(конформисты, нонконформисты, кухонные храбрецы,
малодушные забияки), а чем-то пятым. Наверное, это
можно назвать не-счастьем, отвержением счастья.
Интеллигент способен достичь успеха, способен
без лишних терзаний прозябать на социальном дне,
но он искренне убежден, что покой – душевная
подлость. Интеллигент может иметь семью и
восьмерых детей, может бродить в одиночестве из
кабачка в кабачок на протяжении десятков лет, но
он знает, что не в этом смысл жизни. Он несчастен,
потому что чужд тотальности как страсти, ни к
чему не сводит жизнь, расщеплен, в конечном счете
одновременно горд и унижен (Розанов – чистый тип).
Он не хочет помнить своего интереса, ему знакомы
иные дали...
Для борьбы с политическим тоталитаризмом, любой
формой деспотии и социального абсурда такая
позиция очень удобна. По крайней мере она
позволяла уберечь “я” от агрессивных штампов и
лозунгов, оставаться чужим не только враждебному
каталогу ролей, но и собственной роли в нем.
Однако деспотизм, террор и слежка не вечны, как бы
порой ни хотелось нам барахтаться в
романтических волнах противостояния. В
обстоятельствах же равнинной жизни отсутствие
личных, конкретно выраженных и вполне
эгоистических желаний и стремлений, отсутствие
на уровне риторики, самосознания, даже не всегда
повседневного бытования, вырывало интеллигенцию
из исторического контекста, ставило ее на
протяжении двух столетий в особое положение по
отношению к истории. История была – одно,
интеллигенция – другое. История была объектом
для интеллигенции. Ее герои искренне говорили о
России: “Эта страна...” Они с удовольствием бы
сказали о земле: “Эта земля” – когда бы хоть на
миг увидели другую.
Радетели устойчивости и устоев,
профессиональные почвенники-консерваторы
смешны, если ищут в таких высказываниях состав
преступления по статье “измена родине”. На него
нет даже намека. Интеллигенты отчуждают себя не
от нации и державы, они отчуждают себя от времени
и пространства. Как удобно думать: “эта эпоха,
эта территория, эта жизнь” – вместо “моя эпоха,
моя территория, моя жизнь”. Исчезает
ответственность. Интеллигенция в силу своего
вечного “между” сконструировала и пустила в ход
модель безответственного поведения с постоянным
припевом: мы за все пострадаем. И отвечать она не
желает прежде всего за свою судьбу и только потом
уже за столь любезные ей судьбы “города и мира”.
В этом контексте деление свои/чужие не знает
этнических, государственных и вероисповедных
границ. Только русская интеллигенция
интернациональна (каламбура или парадокса здесь
нет – простая констатация факта). Ее так часто
обвиняют в космополитизме потому, что, по
существу, для нее существуют лишь “мы” и “они” (но
за пределами России эти группы выделяются вполне
произвольно).
Все портят загадочные “они”, прямые участники
исторического движения, которые “ни о чем не
задумываются”. “Мы”, придумавшие и истории, и
движение по ней, в худшем случае бессильны: “Мы
многого недоглядели, не поздно ль казниться
теперь... и наша вина – не вина”. Хотя будущее и
прошлое больше всего интересуют интеллигента (он
не укоренен в настоящем, ему важен масштаб), он
делает их чистым объектом, хорошо – если своего
размышления, хуже – если своего действия.
Таким образом создается ложная альтернатива
участию – выпасть из реального времени,
использовать свои знания (профессиональные,
полупрофессиональные, случайные) как
строительный материал для утопий, антиутопий,
кошмаров и грез. В конце концов совершенно все
равно, вымышлен или реально представлен тот или
иной объект, если он только объект, и его связь с
субъектом отрицается при помощи двух-трех
наработанных логических приемов. Я мыслю, я
существую, остальное – сущий вздор.
Интеллигенция – это
миф. Но, удаляющаяся подобно горизонту, она
никогда не существует сама по себе, как данность
– или только нарождается, или уже в кризисе, на
грани распада.
Эта фата-моргана, пугающий и прекрасный образ
интеллигента, дисциплинировала, обеспечивала
смысл существования и высокую самооценку
русскому образованному классу. Можно винить
петровский раскол, можно забыть о нем, но
образованные люди в России никогда не
чувствовали себя частью нации, то есть не были
объединены с буржуазией корнями, образом жизни,
тем более интеллектуальными и моральными
ценностями (сплошной “Вишневый сад” и никакой
предпринимательской жилки – протестантизм
здесь совершенно ни при чем). Островский и
Мельников-Печерский как исключение подтверждают
правило, они ведь смотрятся несколько
этнографически на фоне русской культуры,
решающей мировые проблемы.
Если человек, получивший университетский диплом,
и вел образ жизни буржуа, то европейского,
парижского или венского фабриканта, но никак не
русского купца или заводчика. В результате не
сложилось культурной и, важнее, субкультурной
общности интеллектуальной элиты и богатых
сограждан.
Значит, единственным гарантом государственного
единства оставалась не национальная (построенная
на интересе), а имперская (построенная на
ценности) идея, против которой как раз и
выступали в большинстве своем русские
образованные люди (ценность против ценности). Но
в силу тех же причин именно одно государство (других
институтов не сложилось) поддерживало
возможность получить образование,
профессионально применить знания и квалификацию,
обрести соответствующий им социальный статус.
В итоге основание было подточено (работали
интеллигенты), государство рухнуло (революцию
делали интеллигенты), и для большинства русской
образованной публики начался полет через
времена и пространства: Константинополь, Париж,
далее везде – страшная тоска по той России,
которой, в сущности, и не видали, России,
уместившейся между блоковским “царь, да Сибирь,
да Ермак, да тюрьма” и набоковским “отвяжись, я
тебя умоляю”.
То, что в начале века стало трагедией, в советское
время повторилось как фарс. Советская
образованщина, куда как хуже подготовленная,
мечтала числить себя интеллигенцией и в итоге
восприняла самую общеупотребительную часть
этого русского мифа: отчуждение от государства и
презрение к богатству. Западная бытовая культура,
как и прежде, вызывала восторг (ненависть –
восторг, помноженный на зависть).
Восторгались и те, кто побывал в Прибалтике, и те,
кому посчастливилось отправиться в Париж. Между
тем никому не приходило в голову, что все эти
красоты и прелести простонародного обхождения
созданы местным богатством, что еще каких-нибудь
семь сотен лет тому назад французские пейзаны
жили в норах, выглядели и вели себя немногим
лучше диких зверюшек...
...1991 год стал негативом 1917-го. С тех пор у нас
сплошные временные правительства. Так и хочется
сказать: “правительства интеллигенции” – но
это будет неточно. Интеллигенция – миф.
Нынче, в обстановке тотального
обвала, снова стало модно сокрушаться:
“Интеллигенцию не спросили, интеллигенцию
проигнорировали”. Полно. Где она, эта социальная
группа? Одни, очень немногие, преуспели и сами
оказались включенными во властные структуры, но
теперь их связь с интеллигенцией кажется очень
зыбкой. А большинство тех, кого называли
“совестью нации”, ныне зачислены в бюджетники.
Живут на нищенскую копейку, и никто, кроме
агонизирующего государства, не торопится им на
помощь. В том числе и бывшие – то ли коллеги по
несчастью, то ли братья по ордену, преуспевшие
образованцы.
Впрочем, самые квалифицированные опять
оказались в эмиграции. На сей раз без слез.
Слушают новости и толкуют о том, как они были
правы, что уехали. Четвертая волна – не война, не
революция, не тоталитарный режим гонит их, а
желание порвать с затянувшейся песенкой о
высокой миссии русской интеллигенции. “Племена
восточнее Ильменя все делят тушку неубитого
пельменя”, – восхищался еще в 80-е годы своим
неучастием в этом процессе их лучший бард Лев
Лосев...
...Нам необходим культурный разрыв. Нам
необходимо осмысление, концептуальное
обоснование этого разрыва. Вернуть
интеллигенцию истории. Дать ей утонуть наконец в
тяжелых водах Леты.
Конечно, без идеалов будет грустно. Разумеется,
самоутверждение пойдет труднее. Но спасение
России в профессиональной элите, умеющей
осознать и сформулировать узкие корпоративные
интересы, связав их при этом с интересами страны.
Публикация произведена при поддержке интернет магазина бытовой техники Екатеринбурга «ИдеЯ!». Если Вы хотите по низкой цене купить ноутбуки в Екатеринбурге или Свердловской области, то предложение интернет магазина «ИдеЯ!» именно для Вас. Посетив магазин «ИдеЯ!» по адресу www.idei66.ru, Вы найдете большой выбор ноутбуков, нетбуков и ультрабуков от ведущих мировых производителей. Удобная система фильтров поможет быстро найти модели подходящей ценовой категории с требуемыми техническими характеристиками. Выгодные цены, скидки и доставка ноутбуков на дом, позволят сделать приятную покупку с экономией Ваших денег и времени.
|