Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/1999

Архив

Стандарт идет...

Чтобы школа не погибла, с ней готовы поделиться
последней рубахой. Смирительной

Комитет Государственной Думы по образованию активизировал усилия по принятию закона о стандартах. Хотя ровно год назад в разгар дискуссии о реформе председатель комитета Иван Мельников во время парламентских слушаний в МГУ заявил, что этот закон не будет принят в нынешнем составе Думы, потому что общественного согласия по поводу того, какими должны быть стандарты, нет.
А сейчас комитет вновь обращается к законопроекту, не получившему общественного одобрения, и начинает активно готовить материал для дальнейшего движения. Цель – принять закон до конца 1999 года.
Что же произошло, почему вдруг такая активность?
Первое. Объективно в системе образования сегодня явная юридическая дыра. На федеральном уровне есть только печально знаменитая 43 статья Конституции и Закон «Об образовании», огромное количество статей которого не выполняется. Среди прочего и государственный образовательный стандарт, прописанный в статье седьмой закона. Кроме того, существует постановление Правительства РФ № 174 (1994 г.), в котором Министерству образования вменяется в обязанность организовать и провести конкурс на разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов.
И такой конкурс состоялся. Но на нем не было победителей. Ни один из представленных проектов не удовлетворил Минобразования, не говоря уже о педагогической общественности. Тем не менее на основе проекта, занявшего первое место (среди присланных на конкурс проектов было проведено ранжирование, и проект группы В.Леднева оказался первым в этом списке. Однако он не был объявлен победителем конкурса), – так вот, на основе этого проекта был подготовлен вариант закона о стандартах. И без согласования с Министерством образования внесен в Думу. В нем есть все: и федеральный, и региональный компоненты учебников и учебных пособий, и стандарты учебно-материальной базы учреждений, и деятельность государственной аттестационной службы, и итоговая аттестация выпускников, и аттестация общеобразовательных учреждений. Все это не предусмотрено даже Законом «Об образовании», но самое главное – в законопроект включен Базисный учебный план школы с перечислением всех конкретных предметов и указанием часов, выделяемых на их изучение по каждому классу. Этого не только нет в Законе «Об образовании» – это просто противоречит данному закону.
Поэтому, поскольку выполнение других неработающих норм закона требует огромных усилий, а проект стандартов уже есть (какой-никакой, а есть) и уже превратился в законопроект, то формально заполнить хотя бы эту юридическую дыру оказывается несложно. И соблазнительно.
Второе. За последнее время управляемость системы образования упала почти до нуля. Это тоже объективный процесс, потому что почти исчезла государственная вертикаль управления, а региональные органы управления образованием стали полностью зависимы от местных администраций. Необходимы новые эффективные механизмы государственной образовательной политики, построенные не столько на централизации и ведомственной дисциплине, сколько на поиске общих интересов регионов и центра, согласовании решений. Но это не даст сиюминутных результатов.
А принятие закона о стандартах даст результаты немедленные. К тому же гораздо легче воспользоваться старыми, отработанными средствами. Например, вернуться к советской схеме контроля за школами через единое для всех содержание образования, единые учебные планы, единые учебники, единый учебный материал, расписанный в деталях по предметам и часам.
Это к тому же даст иллюзию сохранения качества образования, о необходимости которого все время говорят, даст иллюзию сохранения единого образовательного пространства России, даст иллюзию заботы государства о единых стартовых возможностях выпускников основной школы, а также иллюзию эффективности вложенных в образование средств.
И будет чем отчитаться, и будет с чем пойти на выборы в новую Думу.
Там, где начинается политика, заканчивается логика. Теперь уже споры о том, какими должны быть стандарты и должны ли они быть вообще, отступают на второй план.
“Нужны крепкие обручи, нужны жесткие связки, нужны железные стержни, которые спасут нашу школу от гибели, – убеждают нас. – Вы что, не видите? Не видите угрозу национальной безопасности? Не видите, что стандарты для школы – спасение России?”
Нет, мы видим все по-другому.
Наша газета с самого начала спора о стандартах занимала и занимает определенную позицию: вводить стандарты губительно для школы в принципе. Еще более губительно для детей и школы – делать образовательный стандарт законом.
Но вводить такие стандарты сегодня и принимать такой закон о стандартах сегодня – немедленная гибель школы.

“Первое сентября”

Публикация произведена при поддержке компании «МетС». Если Вы ищите компанию, которая по выгодной цене примет металл в Москве или московской области, то Вам больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «Металлолом цена», и тратить время на выбор достойного предложения из сотен результатов выдачи. Компания «МетС» предоставляет услуги демонтажа металлоконструкций, приема и вывоза черного и цветного металлолома. Узнать больше о предложении компании «МетС» и расценками на покупку металла можно по адресу http://metalloloms.ru/

Рейтинг@Mail.ru