Стандарт идет...
Чтобы школа не погибла, с ней готовы
поделиться
последней рубахой. Смирительной
Комитет Государственной Думы по
образованию активизировал усилия по принятию
закона о стандартах. Хотя ровно год назад в
разгар дискуссии о реформе председатель
комитета Иван Мельников во время парламентских
слушаний в МГУ заявил, что этот закон не будет
принят в нынешнем составе Думы, потому что
общественного согласия по поводу того, какими
должны быть стандарты, нет.
А сейчас комитет вновь обращается к
законопроекту, не получившему общественного
одобрения, и начинает активно готовить материал
для дальнейшего движения. Цель – принять закон
до конца 1999 года.
Что же произошло, почему вдруг такая активность?
Первое. Объективно в системе образования сегодня
явная юридическая дыра. На федеральном уровне
есть только печально знаменитая 43 статья
Конституции и Закон «Об образовании», огромное
количество статей которого не выполняется. Среди
прочего и государственный образовательный
стандарт, прописанный в статье седьмой закона.
Кроме того, существует постановление
Правительства РФ № 174 (1994 г.), в котором
Министерству образования вменяется в
обязанность организовать и провести конкурс на
разработку федеральных компонентов
государственных образовательных стандартов.
И такой конкурс состоялся. Но на нем не было
победителей. Ни один из представленных проектов
не удовлетворил Минобразования, не говоря уже о
педагогической общественности. Тем не менее на
основе проекта, занявшего первое место (среди
присланных на конкурс проектов было проведено
ранжирование, и проект группы В.Леднева оказался
первым в этом списке. Однако он не был объявлен
победителем конкурса), – так вот, на основе этого
проекта был подготовлен вариант закона о
стандартах. И без согласования с Министерством
образования внесен в Думу. В нем есть все: и
федеральный, и региональный компоненты
учебников и учебных пособий, и стандарты учебно-материальной
базы учреждений, и деятельность государственной
аттестационной службы, и итоговая аттестация
выпускников, и аттестация общеобразовательных
учреждений. Все это не предусмотрено даже
Законом «Об образовании», но самое главное – в
законопроект включен Базисный учебный план
школы с перечислением всех конкретных предметов
и указанием часов, выделяемых на их изучение по
каждому классу. Этого не только нет в Законе «Об
образовании» – это просто противоречит данному
закону.
Поэтому, поскольку выполнение других
неработающих норм закона требует огромных
усилий, а проект стандартов уже есть (какой-никакой,
а есть) и уже превратился в законопроект, то
формально заполнить хотя бы эту юридическую дыру
оказывается несложно. И соблазнительно.
Второе. За последнее время управляемость системы
образования упала почти до нуля. Это тоже
объективный процесс, потому что почти исчезла
государственная вертикаль управления, а
региональные органы управления образованием
стали полностью зависимы от местных
администраций. Необходимы новые эффективные
механизмы государственной образовательной
политики, построенные не столько на
централизации и ведомственной дисциплине,
сколько на поиске общих интересов регионов и
центра, согласовании решений. Но это не даст
сиюминутных результатов.
А принятие закона о стандартах даст результаты
немедленные. К тому же гораздо легче
воспользоваться старыми, отработанными
средствами. Например, вернуться к советской
схеме контроля за школами через единое для всех
содержание образования, единые учебные планы,
единые учебники, единый учебный материал,
расписанный в деталях по предметам и часам.
Это к тому же даст иллюзию сохранения качества
образования, о необходимости которого все время
говорят, даст иллюзию сохранения единого
образовательного пространства России, даст
иллюзию заботы государства о единых стартовых
возможностях выпускников основной школы, а также
иллюзию эффективности вложенных в образование
средств.
И будет чем отчитаться, и будет с чем пойти на
выборы в новую Думу.
Там, где начинается политика, заканчивается
логика. Теперь уже споры о том, какими должны быть
стандарты и должны ли они быть вообще, отступают
на второй план.
“Нужны крепкие обручи, нужны жесткие связки,
нужны железные стержни, которые спасут нашу
школу от гибели, – убеждают нас. – Вы что, не
видите? Не видите угрозу национальной
безопасности? Не видите, что стандарты для школы
– спасение России?”
Нет, мы видим все по-другому.
Наша газета с самого начала спора о стандартах
занимала и занимает определенную позицию:
вводить стандарты губительно для школы в
принципе. Еще более губительно для детей и школы
– делать образовательный стандарт законом.
Но вводить такие стандарты сегодня и принимать
такой закон о стандартах сегодня – немедленная
гибель школы.
Публикация произведена при поддержке компании «МетС». Если Вы ищите компанию, которая по выгодной цене примет металл в Москве или московской области, то Вам больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «Металлолом цена», и тратить время на выбор достойного предложения из сотен результатов выдачи. Компания «МетС» предоставляет услуги демонтажа металлоконструкций, приема и вывоза черного и цветного металлолома. Узнать больше о предложении компании «МетС» и расценками на покупку металла можно по адресу http://metalloloms.ru/
|