Двенадцатилетка: пока ясно одно –
учиться надо 12 лет.
Не ясно только – чему и зачем...
Дети станут умнее и здоровее.
Причем бесплатно. И даже сдача останется
...Если двенадцатилетняя школа в России
будет все-таки введена, она начнется в 2001 году,
когда ее будущие выпускники пойдут в 5 класс.
Десятый класс они закончат в 2007 году. Двенадцатый
– в 2009-м.
Цифры какие-то фантастические. Будто берешься за
научно-популярный роман. Поневоле подумаешь:
даль-то какая. Когда еще это будет!
Те же фантастические чувства, похоже, испытывали
и выступавшие на коллегии Министерства общего и
профессионального образования 26 декабря, когда
обсуждали вопрос о переходе к двенадцатилетней
школе. Например, в докладе Маргариты Леонтьевой,
начальника Департамента общего среднего
образования, совершенно серьезно говорилось:
– Переход к двенадцатилетке дополнительных
средств и мест не потребует, а наоборот, даст еще
и экономию. И без больших финансовых затрат и
увеличения материальной базы мы могли бы
безболезненно войти в двенадцатилетнюю школу.
– Расчеты есть? – спросил кто-то.
Расчетов фактически нет.
Родителей брать не наскоком, а
пропагандой
А еще вот беда – родители резко против.
Ни одного положительного отзыва не удалось
услышать учителю, депутату Московской Думы
Евгению Бунимовичу, опубликовавшему в “Новой
газете” статью о двенадцатилетке (а звонков была
масса):
– Родители не слышат других аргументов.
Реагируют только на одну позицию: “Наши дети
окажутся в армии!”
– О призыве в армию мы можем договариваться еще
несколько лет, у нас есть время, – сказал министр
образования Владимир Филиппов. – И совершенно
неизвестно, какой к тому времени будет парламент
и какое Министерство обороны.
...Но тут, наверное, можно поручиться: ни родители,
ни парламент, ни Министерство обороны за
ближайшие годы не изменятся настолько, чтобы
услышать аргументы друг друга.
– Родители – проблема острая, – говорили
разработчики. – Именно поэтому ее нужно решать
не наскоком. Тут поможет только пропаганда.
...Трижды министр заверял, что речь не идет о
принятии плана перехода на двенадцатилетку, что
решение будет принимать правительство, по
поручению которого, кстати, министерство и
рассматривает этот странный проект:
– Независимо от того, будет или не будет принят
план перехода, мы должны проработать ту часть
проблемы, которая в нашей компетенции, чтобы
отчитаться на правительстве. Нам нужно решить,
какой могла бы быть структура двенадцатилетней
школы – 9+3, или 5+5+2, или 4+6+2. Нужно определить,
будем ли мы пересматривать содержание
образования.
Мы сами виноваты, что они болеют
С тем, что оставлять такую учебную
нагрузку, как сейчас, нельзя, согласны были все.
Но менять ли содержание образования? Судя по
выступлениям, все – за. Но понимают это по-разному.
И похоже, что в лучшем случае имеют в виду только
его сокращение.
Марьяна Безруких, директор Института возрастной
физиологии РАО, считает, что если мы механически
прибавим к одиннадцатилетней школе один год, нам
не хватит ни его, ни трех, ни пяти лет:
– Дело не в содержании, не в количестве часов, а в
той технологии, которую мы имеем, а она очень
старая. Школа и так уже вынуждена подстраивать
год-два снизу – дошкольную гимназию, школу
подготовки к школе. Потому что мы и так уже
интенсифицировали учебный процесс в два раза!
Последние 30 лет здоровье детей в России – на
грани сохранения популяции, а мы все увеличиваем
и увеличиваем нагрузку. На первом месте среди
факторов, калечащих здоровье ребенка в школе, –
стрессовая педагогическая тактика:
перенапряжение и очень высокая интенсивность
работы. А мы все повышаем и повышаем скоростные
характеристики! Нужно подумать об
альтернативных методиках, соответствующих
возрастным особенностям детей.
Евгений Бунимович подтвердил:
– Наши дети лучше всех в мире приводили дроби к
общему знаменателю, но не знали, что с этим
умением делать в жизни. И мы всю жизнь добивались
таких результатов через самую ужасную
технологию. Но 17–18-летние ребята просто не
позволят обращаться с собой таким образом.
А самое главное напомнил собравшимся ректор
Академии повышения квалификации работников
образования Эдуард Никитин:
– Учитель устал. Мы должны подумать, в какое
положение мы поставим учителя, как он отнесется к
этому проекту.
Это не частности
И тогда Владимир Филиппов предложил
расширить комиссию по содержанию образования
для двенадцатилетней школы:
– Почему содержание образования разрабатывают
РАО и РАН? Мы же не только для академий наук
готовим наших выпускников. Нужно добавить в
комиссию учителей и специалистов из регионов.
...Хорошо говорили выступавшие: и по существу, и
коротко, и жизненно так... и друг друга все время
за это похваливали. Но заседала-то коллегия
накануне Всероссийской учительской забастовки.
И по дурным традициям последних лет речи
выступавших не имели к этому никакого отношения.
Все мы знаем наизусть про разрушение
управленческой вертикали, про то, что у нашего
министерства не осталось экономического и
правового механизма, чтобы добиться самого
элементарного и самого насущного для школы –
учительской зарплаты. Но, может быть, так
получилось потому, что все эти последние
забастовочные годы нашему министерству с
завидным постоянством находится отвлекающая
забота. То стандарты, то половое воспитание, то
вот теперь двенадцатилетка. Один за другим
полуфантастические, ошеломляющие нищую школу
проекты – как будто специально для того, чтобы
министерство не могло сосредоточиться на чем-то
реальном.
Не лучше ли, пока не решена проблема долгов перед
школой, школу новшествами не мучить, а сделать то,
чем министерство действительно может помочь, –
наконец по-настоящему изменить содержание
образования в школе. Не просто сократить, а
обновить и перестроить. Ведь до сих пор для
множества учителей главная проблема –
мучительными усилиями держать дисциплину в
классе, которому непонятна и потому неинтересна
тема урока.
Вот было бы достижение, сравнимое с решением
проблемы невыплаченной зарплаты!
Но это уже действительно фантастика. А пока, к
сожалению, реальнее другое: двенадцатилетку
принять, а содержание образования и технологии
оставить без изменений.
...Базисный учебный план двенадцатилетки,
предложенный Российской академией образования,
в одном из докладов был назван катастрофичным. Но
его и не обсуждали. Приняли за оптимальную
структуру двенадцатилетней школы 4+6+2. А
программу перехода и проблемы содержания
образования коллегия решила вынести на
обсуждение общественности. По этому поводу
запланирован ряд совещаний вплоть до
парламентских слушаний.
И кто-то сказал:
– Без среднего профессионального образования
обсуждать этот вопрос некорректно!
И кто-то добавил:
– Без высшего тоже!
Понимают ли в министерстве, что они так легко
обсуждают макросоциальный проект, который
затронет все общество, заденет каждую семью – и,
возможно, гораздо болезненнее, чем эксперимент с
переводом начальной школы на систему 1–3, который
теперь с извинениями признан неудачным и
подлежащим сокращению и закрытию?
– Нужно по-честному обсудить все негативные
моменты, связанные с переходом, все скрытые камни,
потому что потом они все равно вскроются и
полетят в разработчиков. Основная проблема
перехода лежит вне образовательного сообщества,
– признает министр. – И прежде чем куда-то
выходить с предложениями, нужно ответить себе на
эти вопросы.
Слова, конечно, успокаивающие. Но почему-то
заместитель министра Александр Киселев, подводя
итог, сделал вывод, что по проблеме
“выработалась общая линия единомышленников”:
– Расходясь в частностях, они согласны в одном:
это путь магистральный, правильный. Теперь надо
убеждать сообщество, подключать ректоров вузов...
Вот так – все, оказывается, уже и согласны. Самое
главное назвали частностями.
Не получится ли так и с общественным обсуждением?
Все общество, как сейчас все родители, хором
будет кричать: нет! Но в обобщающих благостных
документах путь будет признан магистральным и
правильным?
А первый выпуск в 2009 году совсем недалеко: ведь
если посчитать, он станет уделом сегодняшних
второклашек. l
Публикация произведена при поддержке интернет-магазина Любимые игрушки. Посетив сайт интернет-магазина Любимые игрушки, который располагается по адресу www.mydeartoys.ru, Вы найдете большой каталог продукции для детей, который включает в себя развивающие игрушки и конструкторы, детские коляски и мебель, куклы, стульчики для кормления, книжки, и многое другое. Выгодные цены и доставка товара на дом, делают покупку через интернет-магазин Любимые игрушки простой и удобной, позволяя экономить Ваши деньги и личное время.
|