СТРАНИЧКА ВАСИЛИЯ КОЛЬЧЕНКО
Нью-Йорк
Продолжаю отвечатъ на вопросы
Валентины Ивановны Кургак, учителъницы
из Приморского края.
"Пожалуйста,
внимательно прочтите статью Симона Львовича
Соловейчика “Закон заслуженного собеседника” и
ответьте, если сможете, – просит Валентина
Ивановна, – почему этот закон остался
незамеченным. Симон Львович назвал его основным
законом педагогики и считал, что его нужно было
бы изучать во всех педагогических учебных
заведениях. Если внимательно, не на бегу,
вдумываясь, прочесть этот закон, то многое
становится ясным в воспитании”.
Вот это вопрос! Начал я с того, что отыскал и
перечитал ту самую статью, напечатанную в
“Первом сентября” в 1997 году, № 76, а до этого – в
№ 95 за 1996 год. Симон Львович, ссылаясь на
Ухтомского, пишет: “В каждом человеке есть что-то
худшее и что-то лучшее. И если ты заслужил, если ты
сам человек, то всякий оборачивается к тебе
лучшей своей стороной”. Это о жизни в целом. В
этом тайна личных бед и несчастий одних людей и
кажущейся удачливости и счастливой судьбы
других.
А вот применение того же закона к педагогике:
“Если учитель заслужил хорошего ученика, если он
видит в ученике хорошее, то ученик
поворачивается к нему хорошей своей стороной, и
так, постепенно, он приобретает опыт быть
хорошим. Неуклюже сказано “Опыт быть хорошим”,
согласен; но это бесценный опыт. Постепенно, со
временем, он становится сущностью ребенка,
ученика. И так люди становятся лучше”.
В нескольких строчках выражена суть воспитания.
Все разнообразие форм и методов, весь
увлекательный мир драматических воспитательных
ситуаций сводится к одному: побудить ребенка
повернуться к нам своей хорошей стороной,
постепенно приобретая “опыт быть хорошим”.
Не все поймут, не все согласятся. Что значит
“видеть в ученике хорошее”? А если он и такой и
сякой, и ничего в нем нету хорошего, ну ни
капельки? Как же увидеть то, чего нет? Тут можно
возразить: в каждом человеке есть что-то
человеческое. Найти это “что-то”, разбудить его,
развить – задача учителя.
Но я возражать не буду. Если не видите ничего
хорошего в ребенке – чем тут поможешь? Это не
какие-то розовые очки, которые можно надевать или
снимать по надобности. Это не очки, а особое
зрение. Талант воспитателя в том и состоит, что у
него развивается такое зрение – зрение любви.
Сюсюканье тут ни при чем. Сюсюканье фальшиво, за
ним люди пытаются скрыть свою душевную слепоту и
страх перед ребенком. Настоящий воспитатель
может быть очень строгим, но он смотрит на детей
любящим взглядом. От одного такого взгляда душа
ребенка может оттаять и расцвести удивительным
цветком.
Мне трудно удержаться от высоких слов, потому что
я не раз был свидетелем и участником таких
превращений. Ничего более высокого и
трогательного нет на свете. У тебя на глазах
совершается чудо – нерукотворное, хрупкое.
“Закон заслуженного собеседника” его
объясняет, точнее, пытается объяснить, потому что
настоящее чудо необъяснимо. Творческая
идеализация, доминанта на человеческое лицо
превращает нас в достойных собеседников, а
значит, и воспитателей.
Но давайте вернемся на грешную землю. Возьмем
повседневный эксперимент, который происходит в
каждой школе: один и тот же класс, переходящий с
урока на урок. У одной учительницы эти дети
словно ангелы – послушные, улыбчивые,
старательные, инициативные.
Звенит звонок. Те же дети, но на уроке. Их будто
подменили. Другие лица, жесты, интонации. Между
учителем и учениками идет война. Кто бы в ней ни
победил, все останутся в проигрыше. Неужели эти
жестокие, угрюмые, скучающие недоросли были на
прошлом уроке милыми и добрыми детьми?
Другой урок – и опять новая картина. Будто кто-то
щелкнул переключателем – и все изменилось. Но
что же на самом деле изменилось? Отношения между
детьми и учителем. Другой собеседник – другие
партнеры. Чем лучше и душевнее они начинали свое
сотрудничество, тем лучше становится атмосфера в
классе. И наоборот: чем хуже, тем хуже.
Я проверил этот закон на своем преподавательском
опыте в Америке. И здесь он остается в силе!
Американские студенты оживают, чувствуя интерес
преподавателя к ученикам и предмету, они ценят
его сочувственное и уважительное отношение. С
первого дня мои ученики улыбаются, завидев меня в
коридоре, на лестнице, на улице.
Те же студенты пошли жаловаться на
коллегу-профессора. Он скучно рассказывает, не
хочет отвечать на их вопросы, несправедливо
ставит оценки. Хороший, кстати, специалист, но
видимо, слабый собеседник.
Почему учителя не готовят к роли собеседника?
Потому что научить чувству гораздо труднее, чем
знаниям-умениям. Педагогов учат чему угодно, а
про самое важное забывают. В школе, да и в семье,
да и вообще в жизни нет ничего важнее отношений
между людьми и особенно между детьми и взрослыми.
Когда-нибудь это и будет написано на первой
странице учебника педагогики.l
|