Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/1999

Архив
Елена ХИЛТУНЕН

Как разбудить уверенность в своих силах

Стратегия подстройки Люка Стивенса

Спросите ребенка, зачем он ходит в школу. Услышите простой ответ: чтобы учиться. Дети и в самом деле так думают и чаще всего хотят показать, на что способны. Но и учитель желал бы реализовать в школе свои профессиональные достоинства.
Эти две позиции вступают в конфликт, и нередко происходит разрыв между намерениями учителей и учеников. Голландские ученые выяснили, что из-за этого двадцать процентов взрослых и детей уходят из школы, а у сорока – стрессы.
Можно ли как-то избежать столь плачевной ситуации? Как сделать, чтобы в школе наконец воцарилась педагогика живого партнерства?
Об этом рассказывают материалы психолого-педагогического исследования, проведенного недавно группой голландских ученых под руководством профессора Утрехтского университета Люка Стивенса.

Актер на уроке – не учитель

“Мальчишки опять весь урок безобразно себя вели!” – традиционный возглас в учительской. Ломается атмосфера урока, портится настроение. Как сделать, чтобы это случалось реже? Строже разговаривать с детьми? Ужесточить контроль?
Сначала стоит поискать истинный смысл разрушительного поведения детей. Если мы ответим на вопрос, что, собственно, хочет сказать нам ребенок своим поведением, прояснятся и способы создания соответствующей учебной ситуации.
В школе к ученику чаще всего относятся как к “отвечающей системе”. Упускают из виду, что ребенок – существо активное, испытывающее потребность в самоопределении. А ведь у детей есть собственные суждения о добре и зле, и они хотели бы сами принимать решения, например, о том, как себя вести.
Если бы учителя не на словах, а действительно понимали, что ребенок на уроке скорее актер, чем объект воспитания, все стало бы иначе. И учителю, и ученику как хлеб необходима уверенность, что они сотрудники.

Парадокс школы в том, что...

Западные ученые говорят, что современная научная педагогика до сих пор не дала точного определения человеческой мотивации. При этом уже понятно, что в ребенке живут три потребности: в автономии (свободе), в компетентности (уверенности в собственных силах) и человеческом общении.
У детей, которых мы называем успешными, с этими потребностями все в порядке. А вот у отстающих картина иная. Что означает ряд двоек в журнале? Ясно – некомпетентность ребенка. Ежедневное соревнование между детьми, получающими свои пятерки и двойки, откровенное неверие учителя в успех слабого ученика приводят к закономерному результату: ребенок начинает играть роль отстающего. Как говорят, “пророчество само себя исполняет”.
Мальчишка не может решить задачу без помощи учителя и полностью зависит от учительского терпения, времени и заинтересованности. Возникает парадокс: дети идут в школу, чтобы учиться, и они хотят именно этого, но получается, что многие не отвечают ожиданиям учителей. Школа будто нечаянно разрушает в них то, что на языке психологов называется мотивацией к сотрудничеству. И в то же время не дает возможности взять на себя ответственность за свое саморазвитие и обучение.
И вот оказывается, что педагог – единственный, кто может найти выход из тупика. Для этого учителю надо попытаться понять и принять точку зрения ученика и подстроить свое собственное восприятие под восприятие ребенка.

О стратегии подстройки как о педагогике сотрудничества

Психологи это называют отзывчивым руководством. Очень просто: надо заметить ребенка, который упорно не включается в самостоятельную работу, и попытаться настроиться на его волну.
Миссис Смит, учитель математики 4 класса, ведет урок по теме “Сложение дробей”. Раздав листочки для самостоятельной работы, она замечает, что девятилетний Сэм и не собирается приступать. Она садится рядом с ним и по-дружески спрашивает:
– Ты не знаешь, как начать? Можешь сказать мне, что тебе надо сделать сегодня?
Сэм мотает головой, он избегает контакта глаза в глаза.
– Тебе приходилось раньше решать такие примеры?
Сэм бормочет, что не знает, как складывать дроби. Тогда учительница предлагает ему заглянуть в начало тетрадки, где он уже решал подобные задания. Моментально поняв, что решения похожи, Сэм улыбается и принимается за работу.
– Сколько же примеров ты сможешь решить за оставшееся время? – спрашивает миссис Смит.
– По крайней мере 23, если вы разрешите мне пользоваться счетами!
Учительница принимает условие:
– Я уверена – ты справишься.
В конце урока, когда все примеры решены, мальчик слышит:
– Поздравляю! Но как же тебе удалось?
– Да я это, оказывается, могу.

Попробуем разобраться

Что делала учительница и что происходило с ребенком?
Прежде всего отметим, что отношения сотрудничества с учеником могут состояться только в контексте общей самостоятельной работы. Обычный урок, на котором главное место занимают объяснения учителя, здесь не годится.
Миссис Смит попыталась установить с Сэмом контакт: глаза в глаза. Затем она и взглядом, и словами показала мальчику, что верит в него, и у Сэма появилась надежда на собственный успех. Помогая Сэму высказать свои опасения, учительница предлагает ему самостоятельно поставить цели и начать работу. Сэм выставил условие: решать примеры с помощью счетов для большей надежности. Оно было принято. Миссис Смит, можно сказать, подстроилась под детское восприятие ситуации и переложила ответственность за ее разрешение на него самого. Почувствовав, что Сэм готов приступить к работе, учительница пыталась изменить ее с помощью так называемых ответных команд – основного элемента стратегии подстройки.
Можно сказать, что голландские ученые смогли научно обосновать прямую связь между применением метода ответных команд и настроем ученика на решение учебных задач.
Учителя рассказывают, что когда они начинали осознавать, насколько низко их мнение о некоторых детях, с ними случался шок. А затем происходило чудесное превращение Золушки в принцессу, и сами учителя испытывали изумление от результатов собственной работы.
Сегодня в Нидерландах такого рода стратегия работы применяется в 15 процентах начальных школ. Во всех школьных психологических службах практикуются ответные команды. И это тоже успех ученых!l

Перевод с английского Наталии ХМЕЛИК
Рейтинг@Mail.ru