Как разбудить уверенность в своих
силах
Стратегия подстройки Люка Стивенса
Спросите ребенка, зачем он ходит в школу.
Услышите простой ответ: чтобы учиться. Дети и в
самом деле так думают и чаще всего хотят показать,
на что способны. Но и учитель желал бы
реализовать в школе свои профессиональные
достоинства.
Эти две позиции вступают в конфликт, и нередко
происходит разрыв между намерениями учителей и
учеников. Голландские ученые выяснили, что из-за
этого двадцать процентов взрослых и детей уходят
из школы, а у сорока – стрессы.
Можно ли как-то избежать столь плачевной
ситуации? Как сделать, чтобы в школе наконец
воцарилась педагогика живого партнерства?
Об этом рассказывают материалы психолого-педагогического
исследования, проведенного недавно группой
голландских ученых под руководством профессора
Утрехтского университета Люка Стивенса.
Актер на уроке – не учитель
“Мальчишки опять весь урок безобразно
себя вели!” – традиционный возглас в
учительской. Ломается атмосфера урока, портится
настроение. Как сделать, чтобы это случалось реже?
Строже разговаривать с детьми? Ужесточить
контроль?
Сначала стоит поискать истинный смысл
разрушительного поведения детей. Если мы ответим
на вопрос, что, собственно, хочет сказать нам
ребенок своим поведением, прояснятся и способы
создания соответствующей учебной ситуации.
В школе к ученику чаще всего относятся как к
“отвечающей системе”. Упускают из виду, что
ребенок – существо активное, испытывающее
потребность в самоопределении. А ведь у детей
есть собственные суждения о добре и зле, и они
хотели бы сами принимать решения, например, о том,
как себя вести.
Если бы учителя не на словах, а действительно
понимали, что ребенок на уроке скорее актер, чем
объект воспитания, все стало бы иначе. И учителю,
и ученику как хлеб необходима уверенность, что
они сотрудники.
Парадокс школы в том, что...
Западные ученые говорят, что
современная научная педагогика до сих пор не
дала точного определения человеческой мотивации.
При этом уже понятно, что в ребенке живут три
потребности: в автономии (свободе), в
компетентности (уверенности в собственных силах)
и человеческом общении.
У детей, которых мы называем успешными, с этими
потребностями все в порядке. А вот у отстающих
картина иная. Что означает ряд двоек в журнале?
Ясно – некомпетентность ребенка. Ежедневное
соревнование между детьми, получающими свои
пятерки и двойки, откровенное неверие учителя в
успех слабого ученика приводят к закономерному
результату: ребенок начинает играть роль
отстающего. Как говорят, “пророчество само себя
исполняет”.
Мальчишка не может решить задачу без помощи
учителя и полностью зависит от учительского
терпения, времени и заинтересованности.
Возникает парадокс: дети идут в школу, чтобы
учиться, и они хотят именно этого, но получается,
что многие не отвечают ожиданиям учителей. Школа
будто нечаянно разрушает в них то, что на языке
психологов называется мотивацией к
сотрудничеству. И в то же время не дает
возможности взять на себя ответственность за
свое саморазвитие и обучение.
И вот оказывается, что педагог – единственный,
кто может найти выход из тупика. Для этого
учителю надо попытаться понять и принять точку
зрения ученика и подстроить свое собственное
восприятие под восприятие ребенка.
О стратегии подстройки как о педагогике
сотрудничества
Психологи это называют отзывчивым
руководством. Очень просто: надо заметить
ребенка, который упорно не включается в
самостоятельную работу, и попытаться
настроиться на его волну.
Миссис Смит, учитель математики 4 класса, ведет
урок по теме “Сложение дробей”. Раздав листочки
для самостоятельной работы, она замечает, что
девятилетний Сэм и не собирается приступать. Она
садится рядом с ним и по-дружески спрашивает:
– Ты не знаешь, как начать? Можешь сказать мне,
что тебе надо сделать сегодня?
Сэм мотает головой, он избегает контакта глаза в
глаза.
– Тебе приходилось раньше решать такие примеры?
Сэм бормочет, что не знает, как складывать дроби.
Тогда учительница предлагает ему заглянуть в
начало тетрадки, где он уже решал подобные
задания. Моментально поняв, что решения похожи,
Сэм улыбается и принимается за работу.
– Сколько же примеров ты сможешь решить за
оставшееся время? – спрашивает миссис Смит.
– По крайней мере 23, если вы разрешите мне
пользоваться счетами!
Учительница принимает условие:
– Я уверена – ты справишься.
В конце урока, когда все примеры решены, мальчик
слышит:
– Поздравляю! Но как же тебе удалось?
– Да я это, оказывается, могу.
Попробуем разобраться
Что делала учительница и что
происходило с ребенком?
Прежде всего отметим, что отношения
сотрудничества с учеником могут состояться
только в контексте общей самостоятельной работы.
Обычный урок, на котором главное место занимают
объяснения учителя, здесь не годится.
Миссис Смит попыталась установить с Сэмом
контакт: глаза в глаза. Затем она и взглядом, и
словами показала мальчику, что верит в него, и у
Сэма появилась надежда на собственный успех.
Помогая Сэму высказать свои опасения,
учительница предлагает ему самостоятельно
поставить цели и начать работу. Сэм выставил
условие: решать примеры с помощью счетов для
большей надежности. Оно было принято. Миссис Смит,
можно сказать, подстроилась под детское
восприятие ситуации и переложила
ответственность за ее разрешение на него самого.
Почувствовав, что Сэм готов приступить к работе,
учительница пыталась изменить ее с помощью так
называемых ответных команд – основного элемента
стратегии подстройки.
Можно сказать, что голландские ученые смогли
научно обосновать прямую связь между
применением метода ответных команд и настроем
ученика на решение учебных задач.
Учителя рассказывают, что когда они начинали
осознавать, насколько низко их мнение о
некоторых детях, с ними случался шок. А затем
происходило чудесное превращение Золушки в
принцессу, и сами учителя испытывали изумление
от результатов собственной работы.
Сегодня в Нидерландах такого рода стратегия
работы применяется в 15 процентах начальных школ.
Во всех школьных психологических службах
практикуются ответные команды. И это тоже успех
ученых!l
Перевод с английского Наталии ХМЕЛИК
|