В школе все можно устроить так, чтобы
самые простые события
обрели педагогический смысл
В школе важны каждые
полчаса. Обязательно что-то происходит,
случается предвиденное и непредвиденное. Здесь
множество людей маленьких и больших, десятки
связанных между собой судеб, перекрестье
человеческих страстей, меняющихся взглядов и
отношений.
В них, особенно в отношениях с детьми, важна
каждая мелочь. Все можно устроить так, чтобы
самые простые события обрели педагогический
смысл. Надо только профессионально увидеть суть
происходящего и повернуть дело, как этого
требует логика воспитания.
Понедельник. О чем большинство разговоров на
переменках и перешептываний на уроке? Ясно, о том,
что случилось в выходные дни. Кто с кем и где
гулял, у кого и что произошло дома или в компании.
Но почему бы не посмотреть на это как на важные
для воспитания человека разговоры? Ведь в них
ребенок спонтанно обращается к событиям своей
жизни, обдумывает эти события и оценивает,
стремится как можно точнее выразить с помощью
устной речи впечатления прожитого дня. Часто
ребенку важна реакция окружающих. Научным языком
можно сказать, что происходит рефлексия
происшедшего. Умение изложить, а со временем и
проанализировать, события собственной жизни –
необычайно важное качество человека.
Очень многое в профессиональной деятельности
учителя зависит от смысла тех или иных даже самых
будничных его действий. Особенно если он ставит
перед собой цели в зависимости от конкретной
ситуации в классе. Например, можно научить детей
правильно писать буквы, объясняя каждый раз, как
они пишутся, требуя аккуратного повторения за
учителем. А можно предложить им самим научиться
писать, показав только образцы. Учебный
результат один: и в первом, и во втором случае
школьники освоят каллиграфию. Но воспитательный
итог – противоположный. В первом варианте дети
будут выполнять указания, а во втором – сделают
шаг к обретению самостоятельности. К сожалению,
мы редко обращаем на это внимание. А с годами
удивляемся: почему наши дети такие инфантильные?
Почему наши взрослые не умеют принимать
ответственных решений?
Те, кто немало лет проработал в школе, –
особенные люди. С годами у них появляется такое
специальное учительское зрение. Не в том смысле,
что легко разгадываются все детские шалости и
хитрости, а в том, что учитель начинает видеть в
ребенке ребенка – особое создание, с которым его
связала профессиональная судьба. Кончается
противостояние учитель – ученик, но остаются
отношения взрослый – ребенок. Вчера он был таким,
а сегодня – такой. Вчера мы имели право с ним так
поговорить, а сегодня – не имеем. И тогда
рождается логика педагогических действий,
которую можно объяснить, обращаясь к пониманию
только конкретного ребенка, с которым работаешь.
И ты думаешь о нем днем и ночью...
Публикация произведена при поддержке компании «Московские переезды». Если Вы хотите получить услуги высококвалифицированных специалистов, которые по выгодной цене и в соответствии со всеми установленными сроками произведут квартирный переезд, с максимальной бережностью и внимательностью к перевозимой мебели, то Вам больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «переезд квартиры», и тратить время на выбор достойного предложения из сотен результатов выдачи. Посетив сайт компании «Московские переезды», который располагается по адресу http://www.9912492.ru/, Вы сможете подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, увидеть фотографии выполненных работ и отправить онлайн заказ на переезд квартиры.
|