У школы нет денег, но есть идеи,
которые могут оказаться золотыми
Это показал семинар по Федеральным
экспериментальным площадкам, прошедший в
Подмосковье
Не можешь дать денег – дай свободу
Как ни трудно живется школе, но жива
творческая мысль, и никому не удается при всем
старании отвадить учителя и директора от поиска
и придумывания новых идей.
Уже и денег не платят, уже и слово «реформа» стало
чуть ли не ругательным, уже и про инновации
местные начальники слышать, кажется, не хотят, а
все равно – не успели мы в газете опубликовать
объявление о конкурсе заявок на статус
«Федеральная экспериментальная площадка», за
месяц поступило больше пятидесяти заявок.
«Не можешь дать денег – дай свободу» – это
вечное правило управления слишком рискованно
для тех начальников, которые привыкли только
командовать. Они говорят:
– И так управляемость системы образования упала
почти до нуля, так вы еще хотите, чтобы в условиях
безденежья нас завалили инновациями? Хватит уж,
набаловались, теперь давайте наводить порядок.
И все-таки в середине января министерство
пригласило в Москву региональных и
муниципальных управленцев, отвечающих за
развитие, за эксперименты, за инновации. Чтобы
согласовать направления экспериментальной
работы и разработать совместную линию, как в этом
тотальном безденежье все-таки дать возможность
проявиться новым идеям и поддержать те школы или
тех учителей, которые все-таки ищут собственные
пути обновления школы.
А то у нас в последнее время инициативы идут
только сверху, и все они отторгаются самими
учителями, не успевают доходить до общества.
Но ведь если честно, в гражданском обществе так и
должно быть: не навязывать сверху, а поддерживать
то, что идет снизу.
А то получается, что объявили демократию и
движение к гражданскому обществу, а сами
по-прежнему видим в гражданах исполнителей воли
и намерения властей. Не только в образовании, но и
в политике, и в экономике.
Но начинается-то все в школе.
Поэтому идея поддержки учительских инициатив
все еще жива и, как это ни удивительно, не исчезла
из поля зрения даже правительства при всей
сложности ситуации.
Открывать семинар с представителями регионов и
муниципалитетов приехал министр.
– Меня предупреждали, чтобы я не имел дела с
новаторами, с экспериментальными площадками, но
я не послушался и считаю, правильно поступил.
Так начал свое выступление В.М.Филиппов.
И объяснил простую вещь: образовательная
политика должна строиться на встречном движении
культурно-образовательных инициатив и интересов
общества и государства. А власть и управление
образованием – это механизм, который организует
такую встречу.
Поэтому министерство заинтересовано в том, чтобы
региональные и муниципальные органы управления
образованием не только контролировали поток
инициатив, но и провоцировали, в хорошем смысле
слова, его появление.
Не очень поверили министру, но когда на семинаре
появились первый заместитель А.Киселев, затем
заместитель министра по экономике Г.Балыхин,
затем еще несколько высших чиновников
министерства, регионалы и муниципалы поняли –
дело нешуточное.
Но оказалось, что и сами управленцы могут
выдвинуть нешуточные инициативы.
В Лабинском районе образование может
поднять производство
Самой яркой оказалась заявка двух
управленцев из кубанского города Лабинска:
начальника районного управления Михаила
Алтухова и директора центра развития
образования Алексея Пустохайлова.
Идея в общих чертах такая: если производство или
бизнес не могут помочь образованию, то надо
сделать так, чтобы образование помогло экономике
района и тем самым – себе.
С этим, кажется, согласились и эксперты, и
министерские работники. Вопрос – как?
В этом и вся суть проекта. Лабинские управленцы
предлагают поглотить некоторые районные
производства и сделать их частью системы
образования. Или даже частью образовательных
учреждений. Так, чтобы, следуя макаренковскому
принципу, производство и педагогика,
производство и образование слились воедино.
Производство стало бы образовательной
программой, а образовательная программа
превратилась в производительный труд, да такой,
который бы и прибыль давал. Во времена Макаренко
вопрос с налогами не стоял так остро, как сегодня,
поэтому в современном изложении проект выглядит
так: создание новообразования – учебного и
производственного – приводит к распространению
на него налоговых условий образовательного
учреждения. Но вся прибыль реинвестируется в это
же новообразование – учебно-производственное.
Идея родилась на самом семинаре. Один из главных
ее авторов – глава администрации района
Владимир Романенко.
Он и направил управленцев на семинар, чтобы
предложили ее в качестве заявки на Федеральную
экспериментальную площадку.
Заявка эта еще будет обсуждаться и
разрабатываться в проект, но первый камешек
заложен – инициатива объявлена.
Следующий шаг – представление этого и других
проектов в апреле, на семинаре авторов и
экспертов.
Были и другие идеи
В самом плачевном состоянии сельская
школа. Для всех очевидно: школа на селе чуть ли не
единственный центр культуры. Поэтому вдвойне
несправедливо, что этот центр гибнет.
Мало того что самые большие сроки по зарплатным
задолженностям – на селе, так еще школа там
фактически перешла на полное самообеспечение.
Возникла уникальная система натурального
школьного хозяйства: ученики и учителя берут
себе земли, заводят животноводческие комплексы,
выращивают и овощи, и свиней – и выживают
благодаря этому. В Архангельской области уже
есть такие школьные хозяйства, которые не только
себя кормят, но и технику покупают на вырученные
от продажи собственной продукции деньги.
К тому же всем очевидно, что уровень образования
на селе намного ниже, чем в городе. Некоторые
предметы вообще не ведутся, а те, что ведутся,
стали для учителей и учеников скорее
факультативами по отношению к основной
деятельности – выживанию.
В Новгородской области, например, организовали
целую систему спасения сельских учеников –
силами лучших учителей проводят дополнительные
занятия для способных ребят, возят их раз в
неделю в райцентры и там подтягивают до уровня,
который позволит поступить в вуз.
А в Мирном (Республика Саха) предлагают
попробовать другую систему финансирования школ:
учитывать не только количество учеников, но и
специфику образовательной программы, чтобы
каждая школа подсчитала наконец, сколько стоит
образовательная программа, которую эта школа
реализует, – не только программа, но и все, что
обеспечивает образование ребенка, а именно
условия, благодаря которым этот уровень
образования достигается. И чтобы бюджет такой
программы утвердил попечительский совет школы, а
уж затем этот совет – не администрация школы, а
жители города Мирного, чьи дети учатся в данной
школе, – спорил с городской администрацией и
депутатами, какой будет школьный бюджет, и
значит, образовательный бюджет города. Экспертам
идея пришлась по душе, но неизвестно, как
отреагируют городские власти на такое
предложение образовательных управленцев.
А в Кабардино-Балкарии хотят разрабатывать
сквозные учебные курсы школа – вуз, в Вилюйском
улусе Якутии – методы анализа эффективности
школьного образования.
...Трудно себе представить, что голодные и
обиженные учителя и их замученные безденежьем
управленцы еще способны на поиск и эксперимент.
Но это так.
Может быть, даже наоборот: творчество дает силы
тогда, когда ничто другое уже не может поддержать
учителя.
Самое лучшее – когда есть деньги и есть свобода.
Но если денег нет, может, дать свободу?l
Публикация произведена при поддержке педагогического сообщества DisTTutor. Если Вы хотите пройти дистанционные курсы или обучение у высококвалифицированного педагога, то Вам больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «репетитор онлайн», и тратить время на поиск достойного предложения из множества результатов выдачи. Посетив сайт сообщества педагогов DisTTutor, который располагается по адресу http://dist-tutor.info/, Вы найдете большое количество анкет репетиторов по различным предметам школьной программы. Опытные репетиторы по скайпу поднимут уровень знаний по тому или иному предмету, произведут подготовку к ЕГЭ или ГИА, что позволит пройти обучение в комфортной домашней обстановке с экономией Вашего личного времени.
|