Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

У школы нет денег, но есть идеи, которые могут оказаться золотыми

Это показал семинар по Федеральным экспериментальным площадкам, прошедший в Подмосковье

Не можешь дать денег – дай свободу

Как ни трудно живется школе, но жива творческая мысль, и никому не удается при всем старании отвадить учителя и директора от поиска и придумывания новых идей.
Уже и денег не платят, уже и слово «реформа» стало чуть ли не ругательным, уже и про инновации местные начальники слышать, кажется, не хотят, а все равно – не успели мы в газете опубликовать объявление о конкурсе заявок на статус «Федеральная экспериментальная площадка», за месяц поступило больше пятидесяти заявок.
«Не можешь дать денег – дай свободу» – это вечное правило управления слишком рискованно для тех начальников, которые привыкли только командовать. Они говорят:
– И так управляемость системы образования упала почти до нуля, так вы еще хотите, чтобы в условиях безденежья нас завалили инновациями? Хватит уж, набаловались, теперь давайте наводить порядок.
И все-таки в середине января министерство пригласило в Москву региональных и муниципальных управленцев, отвечающих за развитие, за эксперименты, за инновации. Чтобы согласовать направления экспериментальной работы и разработать совместную линию, как в этом тотальном безденежье все-таки дать возможность проявиться новым идеям и поддержать те школы или тех учителей, которые все-таки ищут собственные пути обновления школы.
А то у нас в последнее время инициативы идут только сверху, и все они отторгаются самими учителями, не успевают доходить до общества.
Но ведь если честно, в гражданском обществе так и должно быть: не навязывать сверху, а поддерживать то, что идет снизу.
А то получается, что объявили демократию и движение к гражданскому обществу, а сами по-прежнему видим в гражданах исполнителей воли и намерения властей. Не только в образовании, но и в политике, и в экономике.
Но начинается-то все в школе.
Поэтому идея поддержки учительских инициатив все еще жива и, как это ни удивительно, не исчезла из поля зрения даже правительства при всей сложности ситуации.
Открывать семинар с представителями регионов и муниципалитетов приехал министр.
– Меня предупреждали, чтобы я не имел дела с новаторами, с экспериментальными площадками, но я не послушался и считаю, правильно поступил.
Так начал свое выступление В.М.Филиппов.
И объяснил простую вещь: образовательная политика должна строиться на встречном движении культурно-образовательных инициатив и интересов общества и государства. А власть и управление образованием – это механизм, который организует такую встречу.
Поэтому министерство заинтересовано в том, чтобы региональные и муниципальные органы управления образованием не только контролировали поток инициатив, но и провоцировали, в хорошем смысле слова, его появление.
Не очень поверили министру, но когда на семинаре появились первый заместитель А.Киселев, затем заместитель министра по экономике Г.Балыхин, затем еще несколько высших чиновников министерства, регионалы и муниципалы поняли – дело нешуточное.
Но оказалось, что и сами управленцы могут выдвинуть нешуточные инициативы.

В Лабинском районе образование может поднять производство

Самой яркой оказалась заявка двух управленцев из кубанского города Лабинска: начальника районного управления Михаила Алтухова и директора центра развития образования Алексея Пустохайлова.
Идея в общих чертах такая: если производство или бизнес не могут помочь образованию, то надо сделать так, чтобы образование помогло экономике района и тем самым – себе.
С этим, кажется, согласились и эксперты, и министерские работники. Вопрос – как?
В этом и вся суть проекта. Лабинские управленцы предлагают поглотить некоторые районные производства и сделать их частью системы образования. Или даже частью образовательных учреждений. Так, чтобы, следуя макаренковскому принципу, производство и педагогика, производство и образование слились воедино.
Производство стало бы образовательной программой, а образовательная программа превратилась в производительный труд, да такой, который бы и прибыль давал. Во времена Макаренко вопрос с налогами не стоял так остро, как сегодня, поэтому в современном изложении проект выглядит так: создание новообразования – учебного и производственного – приводит к распространению на него налоговых условий образовательного учреждения. Но вся прибыль реинвестируется в это же новообразование – учебно-производственное.
Идея родилась на самом семинаре. Один из главных ее авторов – глава администрации района Владимир Романенко.
Он и направил управленцев на семинар, чтобы предложили ее в качестве заявки на Федеральную экспериментальную площадку.
Заявка эта еще будет обсуждаться и разрабатываться в проект, но первый камешек заложен – инициатива объявлена.
Следующий шаг – представление этого и других проектов в апреле, на семинаре авторов и экспертов.

Были и другие идеи

В самом плачевном состоянии сельская школа. Для всех очевидно: школа на селе чуть ли не единственный центр культуры. Поэтому вдвойне несправедливо, что этот центр гибнет.
Мало того что самые большие сроки по зарплатным задолженностям – на селе, так еще школа там фактически перешла на полное самообеспечение. Возникла уникальная система натурального школьного хозяйства: ученики и учителя берут себе земли, заводят животноводческие комплексы, выращивают и овощи, и свиней – и выживают благодаря этому. В Архангельской области уже есть такие школьные хозяйства, которые не только себя кормят, но и технику покупают на вырученные от продажи собственной продукции деньги.
К тому же всем очевидно, что уровень образования на селе намного ниже, чем в городе. Некоторые предметы вообще не ведутся, а те, что ведутся, стали для учителей и учеников скорее факультативами по отношению к основной деятельности – выживанию.
В Новгородской области, например, организовали целую систему спасения сельских учеников – силами лучших учителей проводят дополнительные занятия для способных ребят, возят их раз в неделю в райцентры и там подтягивают до уровня, который позволит поступить в вуз.
А в Мирном (Республика Саха) предлагают попробовать другую систему финансирования школ: учитывать не только количество учеников, но и специфику образовательной программы, чтобы каждая школа подсчитала наконец, сколько стоит образовательная программа, которую эта школа реализует, – не только программа, но и все, что обеспечивает образование ребенка, а именно условия, благодаря которым этот уровень образования достигается. И чтобы бюджет такой программы утвердил попечительский совет школы, а уж затем этот совет – не администрация школы, а жители города Мирного, чьи дети учатся в данной школе, – спорил с городской администрацией и депутатами, какой будет школьный бюджет, и значит, образовательный бюджет города. Экспертам идея пришлась по душе, но неизвестно, как отреагируют городские власти на такое предложение образовательных управленцев.
А в Кабардино-Балкарии хотят разрабатывать сквозные учебные курсы школа – вуз, в Вилюйском улусе Якутии – методы анализа эффективности школьного образования.
...Трудно себе представить, что голодные и обиженные учителя и их замученные безденежьем управленцы еще способны на поиск и эксперимент. Но это так.
Может быть, даже наоборот: творчество дает силы тогда, когда ничто другое уже не может поддержать учителя.
Самое лучшее – когда есть деньги и есть свобода.
Но если денег нет, может, дать свободу?l

Публикация произведена при поддержке педагогического сообщества DisTTutor. Если Вы хотите пройти дистанционные курсы или обучение у высококвалифицированного педагога, то Вам больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «репетитор онлайн», и тратить время на поиск достойного предложения из множества результатов выдачи. Посетив сайт сообщества педагогов DisTTutor, который располагается по адресу http://dist-tutor.info/, Вы найдете большое количество анкет репетиторов по различным предметам школьной программы. Опытные репетиторы по скайпу поднимут уровень знаний по тому или иному предмету, произведут подготовку к ЕГЭ или ГИА, что позволит пройти обучение в комфортной домашней обстановке с экономией Вашего личного времени.

Рейтинг@Mail.ru