Воспоминание в четыре руки
25 января – день рождения
Владимира Высоцкого
|
|
Впервые мы познакомились с Высоцким
в Одессе. Это был 1967 год; мы снимали “Золотого
теленка”, а он в то время снимался у Киры
Муратовой в “Коротких встречах”. Знакомство
произошло на квартире у нашего всеобщего друга
Петра Тодоровского, одаренного оператора,
начинающего режиссера и просто фантастического
гитариста. Высоцкий пел в тот вечер много, с
какой-то огромной радостью. Петя ему подыгрывал...
Что он пел, трудно сейчас вспомнить – это был
какой-то обвал – темпераментный, яркий – и
ощущение подарка нам всем. Осталось впечатление
о симпатичном, самобытном, сильном человеке, с
которым очень хорошо находиться на одной
территории. К этому прибавилось и убеждение, что
это сказочно одаренный сочинитель и исполнитель.
Прошло пять лет. Мы начали работу над
киноповестью Леонида Леонова “Бегство мистера
МакКинли”. Нами был введен в сценарий и фильм
персонаж уличного (хиппообразного) певца Билла
Сичера, который должен был излагать,
комментировать в своих балладах простым,
грубовато-доходчивым языком улицы основные
сюжетные, психологические и философские
коллизии фильма, его героя. Но кто же будет играть
Билла Сичера? Булат Окуджава? Он слишком лиричен,
изыскан, мягок. А здесь – улица, пыль...
Дальше было так. Я позвонила Высоцкому.
– Владимир Семенович? Володя, мы хотим
дать тебе посмотреть режиссерский сценарий.
Прочти и скажи, не хотелось бы тебе в качестве
сочинителя и исполнителя заняться балладами,
которые намечены в виде подстрочников Швейцером.
Он сказал:
– Давайте!
Это было в пятницу.
В следующий четверг он позвонил и сказал:
– Мне очень нравится. Я берусь за эту работу.
Я предложила встретиться у нас дома.
– Хорошо, я приеду с гитарой. В воскресенье.
Он приехал в воскресенье. Пришел в такой
коротенькой черной куртке, в этих обтянутых
своих джинсах, с гитарой на такой тесемочке...
Это был уже поэт и исполнитель не только
со всероссийской славой. Но он очень волновался.
Вообще у него было какое-то преувеличенно
серьезное отношение к “художественным
авторитетам”, к творческой личности. Это в нем,
ярком, резковатом человеке, выглядело ученически
наивно. Нас это поразило и растрогало.
Тут ведь еще вот что: Высоцкий был
первым, кому мы показали пока еще чисто бумажную
затею. И ожидание его мнения чрезвычайно
нервировало Швейцера.
А Высоцкий вдруг и говорит:
– Ребята! А я написал уже все баллады. Даже
большие. Я вам их спою. Понравятся – хорошо, а нет
– буду делать еще. А что лишнее – отбросим.
Только я предупреждаю: они длинные.
И он сел на диван, поставил перед собой
стул и вытащил стопку листов, исписанных
карандашом. Он еще их даже наизусть не помнил! Дал
мне эту пачку, чтобы я держала перед ним и снимала
пропетые листы. Швейцер наладил свой старый
“Грюндиг”. И Володя спел! Он спел “Балладу о
маленьком человеке”, “Балладу об оружии”,
“Балладу о Кокильоне”. Он спел грустную песню
“Кто-то высмотрел плод, что неспел”, песню хиппи
“Вот это да!” и сказал:
– Вот все это я написал для себя – я же
буду играть этого Билла Сичера.
Он сам так прямо сказал; он спел еще
“Балладу об уходе в рай”. Семь баллад. Швейцер
был совершенно ошеломлен. Я уж не говорю о себе.
Что же это за моцартианство?!
Почти все баллады были сняты. А в
“Мистерии хиппи” – большая, многолюдная, в
странной натурной декорации ночная сцена –
Высоцкий был вдохновенно прекрасен.
Горькая участь постигла нас, Высоцкого и
фильм. Под “сокращение” попали некоторые
баллады, в том числе главная и лучшая –
“Мистерия хиппи”.
Не зря в вечер премьеры в Доме кино (я,
как обычно, сидела не в зале, а в фойе) по пустой
лестнице вдруг простучали кованые каблуки
Володи Высоцкого. Он только без слов махнул мне
рукой: он не увидел своей лучшей сцены.
А в 1978 году мы со Швейцером вернулись
(после шестилетнего перерыва) к постановке
“Маленьких трагедий” Пушкина.
Ну и, конечно, Дон Гуан – Высоцкий.
Причем поначалу предполагалось, что
Высоцкий будет играть не только Дон Гуана, но и
Мефистофеля в прологе фильма. Уже все было готово
на берегу Каспийского моря. Высоцкий прилетел с
минских гастролей “Таганки”, жаловался на
сильную боль в горле. Когда я пощупала его лоб, он
был горяч. Глянула в его горло – и ужаснулась: оно
все было в мощных налетах. Артиста знобило. Но он
готов был приступить к работе. На берегу дул
пронзительно холодный ветер. А сниматься-то надо
было в одних трусах да еще барахтаться в холодной
прибрежной воде.
– Нет, – сказала я, – сниматься ты не
будешь, вызовем к тебе “неотложку”...
Потрясающим было то, что Высоцкий
изъявил желание репетировать сцену. Он быстро
устал, и мы, режиссеры, оставили его в покое.
Ночь прошла в тревоге. Под утро я зашла к
Высоцкому в номер. Его администратор (он же,
кажется, значился и в друзьях) уже как-то злобно
швырял в Володины чемоданы безо всякого порядка
ботинки, рубашки и т.п. Вообще о так называемых
“близких друзьях” и приятельском окружении
Высоцкого у нас сложилось неблагоприятное
впечатление: они отчасти эксплуатировали его для
своих разных надобностей и отчасти восторженно
потакали его слабостям.
Итак, за Высоцким оставался Дон Гуан.
Равенство между пушкинским Дон Гуаном и
Высоцким для нас заключалось в соответствии
каждого из них личности самого А.С.Пушкина. И Дон
Гуан, и Высоцкий – поэты, оба бесстрашные люди,
бросающие вызов смерти, оба понимают любовь к
женщине как борьбу духовную и победу над
женщиной как победу в этой духовной борьбе. И
наконец: “За краткий миг свиданья безропотно
отдам я жизнь”. И:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю...
и –
...все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья,
Бессмертья, может быть залог...
Вот почему треугольник Пушкин – Дон
Гуан – Высоцкий был для нас несомненен.
Мы очень точно, как, пожалуй, никогда
раньше и позже, уже в режиссерском сценарии
увидели и прописали с предельной точностью и
обязательностью все, касающееся облика и
поведения наших героев. С каким удовольствием,
увлечением, доверием работал в этой картине
Владимир Семенович Высоцкий! В своей последней
картине, над своей последней ролью, в которой он
так верно, точно и высоко предчувствовал,
предсказал свою близкую кончину. Смертельно
тяжелым оказалось для него пожатье каменной
десницы Командора, которому он всю жизнь
бесстрашно бросал вызов.
Спонсор публикации статьи: компания «Баркос» - установка, монтаж и продажа кондиционеров в Москве. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете по выгодным ценам приобрести кондиционеры или сплит системы от ведущих мировых производителей, а заказав установку кондиционеров, Вы получите услуги опытных специалистов, которые осуществят надежный и качественный монтаж приобретенного оборудования. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте компании «Баркос», по адресу http://www.barkos.ru/
|