Порка под копирку
Как часто вместо того чтобы признать
свои слабости и справиться
с собственной неуверенностью, мы ищем виноватых
и наказываем детей
«История детства –
это ночной кошмар, от которого мы только-только
начинаем пробуждаться», – написал в «Эволюции
детства» психоаналитик Ллойд де Мос. Кошмар, в
котором отношения взрослых с маленькими детьми
на протяжении всей письменной истории
человечества пронизывали пренебрежение и
жестокость. Библейское: пожалеешь розги,
навредишь ребенку – воплощалось в жизнь с
внушающим страх рвением. В прошедшие времена
детей били регулярно и свирепо, так что иногда
подвергавшиеся экзекуциям в буквальном смысле
были на волосок от смерти. И никакой
конфиденциальности – детей намеренно
наказывали публично и неторопливо, в классных
комнатах – в присутствии одноклассников и
друзей, в домашних гостиных – в окружении
родственников.
Террор по отношению к ребенку был повседневной
практикой. Для родителей XVII столетия, например,
обычным делом было брать с собой маленьких детей
на площади средневековых городов, чтобы показать
им публичные казни и пытки. Считалось, что это
воспитывает. Для времен менее отдаленных
характерен метод страшных историй про злых
колдуний и чудовищ, которые «заберут, если будешь
плохо себя вести». Отзвуки этой практики доносит
до нас фольклор – от некоторых сказочек и легенд
и вправду стынет в жилах кровь. Причем известны
случаи, когда такое вербальное запугивание в
буквальном смысле пугало до смерти.
Ну а такой немаловажный инструмент контроля за
поведением ребенка, как морение голодом и
лишение пищи за плохое поведение, дошел до наших
дней в виде всем известного «будешь так себя
вести, останешься без десерта».
Добавьте к этому хорошо известные «дары природы»
– седативные вещества и депрессанты, снижающие
естественную активность ребенка или вовсе
усыпляющие его, и мы получим полный спектр
способов, с помощью которых родители и
воспитатели прошлого находили возможность
отдохнуть от нормального, естественного
поведения маленьких детей.
Разумеется, все вышеперечисленное можно
встретить и сегодня, ну, может быть, за
исключением присутствия на публичных казнях.
Понятно, что цепь копирования – повторения
родителями того, что они сами испробовали в
детстве, – прервать не так легко. Тем не менее
современные родители, причиняя физическую или
психическую боль ребенку, испытывают как минимум
сомнение в правильности того, что они делают.
Родители же прошлого не знали ни вины, ни
сомнений.
Совершенно ясно: именно новое понимание природы
ребенка привело к тому, что поведение взрослых,
казавшееся естественным и обыденным раньше,
стало считаться патологическим и жестоким.
Принципиальным здесь было понимание того, что
детская природа диктует ребенку потребности,
отличные от потребностей взрослого, что ребенок
обладает собственными потребностями.
Поскольку без понимания этого родители придают
значение в первую очередь собственным
потребностям. Они свободны применять любые
методы, дающие эффект, поскольку невежество и
неведение относительно того, как это скажется в
дальнейшем на развитии ребенка, развязывает им
руки.
До тех пор пока родители не поймут, что
необходимо отделять свои собственные желания и
потребности от желаний и потребностей ребенка,
они не смогут выработать модель своего поведения,
не наносящего ребенку ущерба и страданий.
Особое детское поведение, диктуемое
специфической природой детства, родители
прошлого считали проявлением глупости и
инфантильности. Оно было для них лишь
доказательством их собственной родительской
неправильности. Наказывая ребенка, они
расправлялись с собственными отрицательными
качествами: враждебностью, страхами, потаенными
желаниями. И это избавляло от чувства вины и
сомнений.
Перевела с английского
Ирина ХРИСТОВАЯ
|