Что бывает, когда учителя приходят друг
к другу в гости – провести урок?!
Физик зовет к себе словесника. Сам сидит
на задней парте, а словесник за него отдувается у
доски. И этот маскарад наблюдает учитель труда.
Хорошо еще, что он записал от начала и до
конца эту сомнительную историю с переодеваниями...
Рассказывает Петр Иваныч, учитель труда
Короткое замыкание
Довелось мне как-то раз побывать на
одном не совсем обычном уроке.
У нашего молодого физика что-то там не
клеилось – то ли с физикой, то ли с дисциплиной,
то ли с ребятами, то ли с самим собой. И слышал он,
что по новой методике есть такие гостевые уроки
– когда учителя друг за друга уроки дают.
Так или иначе, он попросил Алексея
Викторовича (Алешу, моего друга), учителя
словесности, провести у него в восьмом классе
урок. С тем чтобы, как он объяснил, «посмотреть на
ребят с задней парты, да и на самого себя заодно».
– На себя-то как? – спрашиваю.
– Ну, буду смотреть на Алексея Викторовича (у
него ведь все по-другому, другой стиль, да и не
зацикленный он на физике) – и видеть себя.
– А-а, теперь понятно, почему ты позвал не физика,
а литератора!
Алексей Викторович, как ни странно,
согласился: видно, у него были на то свои причины.
Может, захотел встряхнуться: а что, слабо физику
провести? Может, тоже какие свои педагогические
наблюдения решил сделать? Не знаю. Только наш
физик стал ему тему урока объяснять, а я за ними
увязался.
Алексей Викторович говорит:
– Хорошо, что электрические цепи, а не какая-нибудь
другая тема. А то бы тебе пришлось попотеть – я в
физике полный тупица. Ну а электричество... Какой
мужик в доме провода хоть раз не крутил?
Ладно. Рассказал ему физик про
параллельное и последовательное соединение этих
самых проводов. Предупредил, что класс тяжелый (следующий,
8 «К» – уже коррекционный). С тем и разошлись. А
урок на послезавтра назначили.
Я тоже пришел – у меня как раз «окно»
было. Сел на заднюю парту. На меня никто внимания
не обращает. Осмотрелся. Больше половины класса
– девчонки. Нет, не девчонки – уже барышни.
Шушукаются, подкрашиваются, глазки строят,
хихикают... Слышу: «завтра дискотека... он мне и
говорит... а я ему говорю: дурак, что ли... не-е, ну
это ващ-ще... он что, левый?.. а мне без разницы... я
ему что, мама родная?..»
Да-а, думаю, Алешке туго придется. Какая
физика? Какие цепи? Им замуж пора!
Тут Алешка стремительно так влетает и
через весь класс радостно кричит:
– Ба-а-а! Петр Иваныч! Здравствуй, старина!
Поздравляю с праздником!!!
Тут барышни умолкли, мальчишки тоже
возиться (толкаться-бросаться-плеваться-обзываться)
перестали. Меня заметили:
– Здрасьте, – говорят. – А какой сегодня
праздник?
– День рождения, – сочиняю на ходу (ну Алешка,
змей, подставил!), – сегодня мне ровно пятьдесят
два года четыре месяца девять дней.
Если б Алешка начал тему урока на доске
писать – пиши пропало! Упустил бы момент, потом
как внимание собрать? Кричать?
Нет, смотрю, Алешка с места в карьер
пустился. И сразу они начали что-то делать: в
какую-то шапку полезли, что-то оттуда достали,
начали по классу ходить, что-то искать. Потом к
доске бегали (эстафета, что ли?) И барышни тоже!
Может, чтоб перед Алексеем Викторовичем
профланировать? А что, он у нас парень видный...
Потом спорить стали. Потом, смотрю, по
считалочке считаются. Потом вдруг все в учебник
полезли, друг у друга рвут. В общем, все
завертелось, закрутилось. Шумно стало. Гляжу,
Алексей Викторович на корточки в угол садится и
начинает что-то говорить. Ни слова не слышно. А он
чешет как ни в чем не бывало. Трое, которые рядом
оказались, его слушают. Потом, гляжу, остальные
стали прислушиваться: один, второй... И совсем
тихо стало. А Алексей Викторович как раз
последнее предложение договаривает. «...Ну что,
начали?»
Тут полкласса начинает что-то рисовать
на большом листе бумаги. А остальные, которые
недослышали, стоят: как? что? где? а мы?... Но делать
нечего – пошли разузнавать задание. В следующий
раз только Алексей Викторович присядет на
корточки и рот раскроет – они уже тут как тут.
И как-то все помолодели. Барышни скинули
лет эдак пяток. И я тоже. Даже завидно стало –
захотелось вместе с ними поломать голову над
этими цепями. Или над чем угодно.
Гляжу на нашего физика. По-моему, ему
тоже не терпится встать и посмотреть, что они там
делают. Глазами зырк – то в одну сторону, то в
другую. Улыбается. Тут двое парней вышли из
класса. В туалет, наверное. Физик нахмурил лоб.
Думает, небось, что больше они на урок не вернутся.
А они возьми да и приди! Физик все потом удивлялся...
Вдруг в классе шевеление началось и
великое переселение народов. Парты в сторону
сдвинули и начали, взявшись за руки, ходить по
классу. «Ах ты, – думаю, – Алешка, чертяка». Это он
им в электрические цепи сцепиться предложил!
Слышу, говорит:
– Так вы считаете, что раз последовательное
соединение, то можно? Сопротивление в вашей цепи
достаточное? – Хвать крайних в цепи барышень за
руку и к розетке тянет...
Тут девчонки как завизжат!
– Погодите, – невозмутимо так говорит Алексей
Викторович. – Я ничего не понимаю. Вы же сами
утверждаете, что это абсолютно безопасно.
Давайте проверим!
Опять хвать барышень за руку: «Вот вам
проволочка, а то пальцы в розетку не влезут». Те
берут проволоку... тянутся к розетке... и вот
сейчас... Тут я слышу, как у меня бьется сердце в
груди – такая тишина в классе наступила. Боковым
зрением вижу: физик сейчас с места сорвется.
Алешка тут как закричит страшным
голосом: «Что вы делаете?» А барышни: «Цепь
замыкаем...» А сами как рванут назад от розетки.
Тут и вся цепь попадала на пол (заземляться,
наверно?) и покатилась со смеху.
Физик потом рассказывал, что некоторые
барышни впервые в этой четверти сделали домашнее
задание. А Алешка говорит: до сих пор здороваются!
Вот такой случай.
Физик мне говорит:
– Что, Петр Иваныч, придешь ко мне физику
проводить? Полезное это, оказывается, занятие для
учителя – на задней парте сидеть! Столько всего
начинаешь замечать! Я думаю, это у меня в голове
короткое замыкание. Лицом к лицу, так сказать,
лица не увидать... Приходи, Петр Иваныч. А я у
Алексея Викторовича литературу проведу. В рамках
визита вежливости. А, Алексей Викторович? Пустишь?l
|