Речь о патетическом капкане
Cчастье не нуждается в защите и не требует
объяснений
Возможно, когда-то в изначальные времена
человек знал все ответы, но теперь для того, чтобы
найти ответ, нам нужен вопрос. Ведь вопрос всегда
освещает хотя бы часть неясного и
неопределенного, даже если ответ пока не найден.
Вот откуда появилась наша новая рубрика «Луч
вопроса» – она придумана для споров и сомнений,
для неожиданных идей и парадоксальных
умозаключений, подталкивающих к
самостоятельному ответу.
Когда кончается время, начинается погоня. Когда
кончаются силы, начинается борьба. Когда
теряется свобода, начинается противостояние. Да,
жизнь очень легко превратить в подвиг, и куда
труднее вернуть ей первоначальную легкость,
когда проходишь сквозь все препятствия и
обстоятельства, как нож сквозь масло.
В сущности, речь идет о счастье и несчастье. О
способности человека быть счастливым.
Эта способность удивительна тем, что не имеет
никаких моральных и вообще теоретических
оправданий. Ее нельзя обосновать, ей невозможно
научить (что бы ни говорили буддистские
наставники или мудрые старцы). Если человек
счастлив в религиозном пространстве – это
значит лишь, что он был готов это пространство
освоить, принять и осмыслить. Но здесь нет и
намека на природу счастья, нет правила и рецепта,
и религиозный человек может быть глубоко
несчастлив.
А счастье – это способность не замечать
вымышленные трудности и беды. Вообще не замечать.
Те, кто их создает (для себя и для других),
ненавидят счастливых людей именно за эту
слепоту.
Но подлинная слепота постигает их самих. Так у
Толстого все счастливые семьи счастливы на одно
лицо, и, может быть, это одна из самых одиноких и
печальных фраз в мировой литературе, от нее веет
холодным уходом, случившимся спустя много лет.
Но и Толстой, для многих превратившийся в наше
время из классического кумира, трагической
фигуры на рубеже революций в смешного и
одинокого старика, бредущего прочь из Ясной
Поляны с сердцем, пораженным нелюбовью и
одиночеством, – Толстой, в сущности, оказался
счастливее многих и многих своих современников.
Все кажется, что в какой-то момент он обрел
свободу, какой бы смешной, пародийной, жестокой
она ни казалась. Он ушел – по своей воле, которую
просто слишком поздно осознал. А спустя
несколько лет вслед за ним, но уже против воли,
без воли, по надуманным каким-то бородатым немцем
обстоятельствам ушла из дома вся Россия.
И вот мы – дети, внуки, правнуки тех, кто
участвовал в этом безвольном уходе
(произошедшем, напомню, под знаком какой-то
таинственной «классовой борьбы»), – до сих пор
живем в мире, определенном выдуманными
трудностями и проблемами. В мире, где счастье
гостит, но не задерживается, потому что его
тотчас призывают защищаться или, чаще, начинают
защищать. А что это за счастье, если ему надо
вступать в борьбу и вообще противостоять миру?
Серьезное счастье... Героическое счастье...
Выносливое счастье... Да, как-то по отдельности
все слова хорошие, а сочетаются не очень.
Все это – своеобразные суррогаты счастья, а
настоящее – такая же редкость, как настоящая
трагедия. Да, еще раз да. Большинство наших
трагедий тоже ненастоящие, надуманные, рожденные
воображаемыми проблемами, и цена им куда меньше,
чем трагедии Толстого, над которой спустя почти
столетие мы нет-нет да и посмеемся...
Есть версия, что здесь, на бывшей шестой части
суши, мы слишком привыкли жалеть себя. Есть
версия, что мы слишком горды, что мы слишком
увлекаемся идеями и идеологией. Есть версия о
дурном климате и плохом национальном характере...
Но опять же – объяснить можно что угодно и чем
угодно, и легкости от этих объяснений не
прибавится.
Счастье же не требует объяснений. И можно
сколько угодно рассуждать, почему это мы так
склонны к разрушению, и этими рассуждениями
дальше разрушать авторитеты и аксиомы... И можно
наполняться пафосом противостояния миру, смерти,
одиночеству, но этим пафосом мы сами зовем к себе
своих противников, как кичливый рыцарь,
вызвавший на бой все силы зла и оцепеневший, не
способный более отвести глаз от поля брани.
А ведь это сражение действительно идет, но
каждый патетический лозунг в нем – предсмертный
хрип, а каждая улыбка – знак победы..
Спонсор публикации статьи: Купонатор – полная база сайтов предоставляющих скидочные купоны на любые развлечения, товары и услуги в Вашем городе. Посетив Купонатор, который располагается по адресу http://kuponator.ru, Вы сможете получить купон от «Университета Уникальности», который позволит провести тестирование способностей ребенка со скидкой до 88%. Так же к Вашему вниманию огромное количество других купонов, которые дадут скидки на всевозможные товары, и позволят сэкономить на посещениях салонов красоты, ресторанов, кинотеатров, концертов, боулинга, и многих других заведений и мероприятий.
|