Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Серегина Ольга

Уроки позитивного взаимодействия

Ими становится каждое занятие, если учитель при выборе методик учитывает дальние педагогические цели

Закончился учебный год. Самое время с гордостью рассказать коллегам, с какими сложными проблемами удалось справиться. 
В прошлом номере газеты мы уже печатали такие «итоговые» статьи педагогов. В данном случае перед нами не просто попытка понять, что получилось, но описание того, как можно шаг за шагом решать возникшую проблему еще в сентябре.

Я хочу – вы должны

Мои ученики совершенно не умели конструктивно взаимодействовать друг с другом. А многие и не хотели этого делать. Активные дети, хорошо подготовленные предметно, стремящиеся во что бы то ни стало продемонстрировать себя, даже не понимали, что значит «попросить». Для них попросить – это сказать «я хочу». Некоторые вели себя агрессивно, если другой ребенок мешал им реализовать «хотение», громко и зло кричали, жестоко дрались. Так начался этот учебный год.

Понимая, что человек – существо социальное, я постаралась организовать учебный процесс в первом классе таким образом, чтобы у детей появились:
– необходимость конструктивного взаимодействия на уроке,
– положительные эмоции от такого взаимодействия;
– необходимость использовать приобретенные коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные навыки за рамками уроков.

Для этого включала ребят в работу в группах разной численности, то с распределением ролей между участниками, то без распределения.

Работа в парах

дна из самых распространенных форм групповой работы – работа в парах. В моем случае пары часто менялись, так как у детей не было строго определенного учителем места в классе. Ребята с самого начала (и до настоящего времени) рассаживались в зависимости от своего желания и взаимных симпатий. С моей стороны задавалось только одно условие: работа пары не должна мешать другим, иначе пара расформировывается.
Некоторые задания для парной работы давались с ограничением по времени и были такого объема, чтобы в одиночку ребенок их выполнить не мог. Так ученики видели смысл взаимодействия: вместе мы можем сделать больше. Если пара успешно справлялась с работой за отведенное время, дети начинали улыбаться, пожимать друг другу руки. Эта общая радость становилась мощным эмоциональным стимулом в дальнейшем.
Вот небольшая коллекция заданий для парной работы.

Уроки обучения грамоте  (чтение и письмо)

«Письмо пальцем» («написание» букв и слов друг на друге). Один ученик («писец») пальцем «пишет» букву (печатную или письменную, в дальнейшем – слоги и короткие слова) на ладони или спине у другого; второй («читатель») должен узнать и сказать, что именно написано. Через несколько минут (по сигналу учителя) ребята меняются ролями.
Каждый здесь должен выдержать свою роль: писец должен правильно писать, чтобы его поняли, правильно выбрать силу прикосновения к другому человеку (слишком сильно – больно, слишком слабо – партнер ничего не почувствует). Читатель должен знать, как пишутся буквы. Если один плохо пишет или другой не знает букв, то общего положительного результата не будет.
Надо учесть, что при «письме» на ладони читателю легче узнать букву, слог или слово, так как он видит движения руки писца; «письмо» на спине требует сложного анализа тактильных ощущений и сопоставления их с известными зрительными образами.
В конце такой работы обязательно обсуждали детали процесса, акцентируя внимание в первую очередь на положительных эмоциональных моментах. Кем больше понравилось быть: писцом или читателем? Почему? Кому понравился его писец? Почему? Кто может похвалить своего читателя? За что?
Возможность услышать что-то хорошее о себе от соседа по парте, готовность находить положительные моменты в чужой работе – это основа формирования положительного отношения к коллективной работе. Дети здесь выступают в роли партнеров, помогающих друг другу, а не в роли конкурентов («я лучше и умнее», а «ты хуже и глупее»).


Уроки математики

Решение логических задач повышенной сложности. Прежде чем выслушать ответы детей (а желающих много!), я предлагаю им сообщить свое мнение (и обосновать его!) соседу по парте, выслушать его, и от пары дать один аргументированный ответ. При этом ребята сами решают, кто будет говорить и чья версия будет озвучена.

При такой организации работы ребенок получает возможность:

– высказаться самому,
– убедить другого в собственной правоте.

Ребенку приходится:

– выслушать иное мнение,
– осознать, что могут существовать разные точки зрения,
– эмоционально устойчиво принять ситуацию, в которой он не получил желаемого (например, не выступил от пары).

Каждая пара должна:

– самостоятельно определить правильность ответа по степени его обоснованности (или убедительности речи автора),
– найти конструктивный выход из конфликтной ситуации (если, к примеру, оба ученика хотят выступить или не могут решить, кто дал верный ответ).


Работа в «тройках»

В «тройке» каждому члену группы отводится определенная роль. Скажем, если мы тренируем устный счет, нам понадобятся «капитан», «ученик» и «таймер».
Каждая группа получает около 50 карточек (10 х 5 см) с примерами на сложение и вычитание: на одной стороне карточки пример, на другой – ответ. «Капитан» показывает примеры «ученику». Тот должен устно их решать. «Капитан» сверяет ответ с тем, что видит на карточке, – это дает возможность «слабым» детям не терять время на подсчеты и чувствовать себя комфортно.
Если ответ назван правильно, «ученик» забирает карточку себе, если нет, она остается у «капитана». Каждый «ученик» решает примеры ровно одну минуту, за этим строго следит «таймер», который дает сигнал к началу и окончанию работы.
Затем происходит смена ролей: каждый должен испытать все возможности.
По окончании работы выясняем, кому сколько примеров удалось правильно решить за одну минуту. Так как игра проводится регулярно, учимся обращать внимание на положительную динамику: «На прошлой неделе у Антона было 12 карточек, а сегодня уже 17. Молодец!»
Для сильных детей усложняем задание: показываем примеры вверх ногами, открываем только на 1–2 секунды…
Неожиданно для меня, по своей инициативе, дети стали суммировать количество карточек и сообщать мне общий результат команды. И это ребята, которые еще три-четыре месяца назад готовы были наотмашь бить другого за то, что он ответил раньше/лучше на уроке.


Работа в «четверках»

Поставили парты так, чтобы у каждой команды был свой «круглый стол». Каждый ученик на листе А4 получал инструкцию по выполнению опыта, описывающего одно из свойств воды или воздуха. Инструкции у каждого были одинаковые, но само выполнение опыта требовало одновременного участия всех членов команды.
Дети самостоятельно читают инструкцию, выясняют, что именно необходимо для опыта. Все материалы и оборудование располагаются на отдельном столе, откуда ребята должны выбрать то, что им понадобится для работы.
Затем ставят опыт и наблюдают за результатом. При выполнении опыта необходимы ассистенты: один держит, другой нажимает, отрезает…
Следующий этап работы – коллективное обсуждение.
А почему так произошло?
Каждый ребенок в группе (по очереди) высказывает свое мнение, все мнения обсуждаются. Затем выбирается «спикер» – человек, который озвучит решение команды для всего остального класса.


Целый класс


Серия практических работ завершилась коллективным выступлением (с демонстрацией опытов и их объяснением) для параллельного класса.
При подготовке выступления каждому ученику предстояло:

– выбрать опыт (из тех, что ставились на уроках), который хочешь показывать;
– объединиться с другими, которые будут показывать этот же опыт, и распределить обязанности внутри команды;
– подготовить небольшой рассказ о том свойстве воздуха (воды), которое показано в выбранном опыте;
– потренироваться в показе выбранного опыта и рассказывании о нем.

Все эти задачи были сформулированы вместе с детьми и записаны на доске. Задачи решались пошагово (с моей помощью – если ученики за ней обращались).
Уже при выполнении первого пункта плана у детей возникли трудности: самые зрелищные опыты хотели показывать многие. Я предложила им самим найти выход.

  Дети предложили три варианта (с которыми согласились все):

– попробовать убедить/уговорить другого отказаться от показа выбранного опыта,
– добровольно отказаться самому и выбрать себе для показа другой (незанятый) опыт,
– положиться на судьбу (использовать считалочку или тянуть жребий).

При этом не было ни драк, ни обид, ни слез, ни ругани. Уже этим результатом можно было бы гордиться…
Перейдем ко второму пункту плана: объединение в группы и распределение обязанностей.
Распределение частично произошло вполне ожидаемо: вместе стали работать друзья. Но неожиданно появилась группа детей, которые до этого никогда вместе не кооперировались. Ребятам так хотелось показать опыт с воздушным шариком, что этот интерес «перевесил» все остальное, а умение выстраивать деловое сотрудничество позволило решиться на этот шаг.
С распределением обязанностей внутри группы ученики справились легко. Всем хотелось, чтобы их группа «не ударила в грязь лицом», поэтому они готовы были для этого поработать в любой роли.
В каких-то группах сразу выделились явные лидеры (с решением которых соглашались остальные), где-то ребята спрашивали друг у друга, кто что хочет делать, и распределяли обязанности в зависимости от этих желаний.
Чтобы подготовить рассказ, ученикам потребовалась дополнительная информация. Где ее взять? Мы обсудили возможные источники: книги, интернет, другой человек... И в итоге отправились на небольшую экскурсию по школьной библиотеке (конечно, по предварительной договоренности с заведующей) за энциклопедиями и справочниками. Забрали их в класс – добывать желанные знания. Вот он, момент, когда ребенок испытывает потребность в получении информации, потому что от этого зависит успешность всей работы в целом!
Выступление прошло успешно, была сделана его видеозапись, которая нам помогла обсудить итоги.