Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2014
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Чканикова Александра

Когда из обратной связи вырастает связь сердечная…

Размышления над ученическими заметками на отвлеченные темы

Стремления узнавать мнение детей у нас традиционно мало. В социологии нет практики изучения детей – начать хотя бы с того, что опрашивать несовершеннолетнего можно только с письменного согласия взрослых. Психологи, общаясь с детьми, преследуют конкретную цель: выявить и откорректировать нарушение, то есть личное мнение ребенка тоже не является самоцелью. Другое дело – педагоги. Дети доверены им всецело, спрашивай – не хочу. И они, конечно, спрашивают… но, увы, не для диалога. Тем не менее практика установления контакта с ребенком через ответы на отвлеченные вопросы существует, и она достойна описания.

Простая наука – услышать друг друга 

Когда учитель озабочен не только тем, как выразить себя, но и тем, как дать ребенку возможность выразиться, он периодически практикует 7–10-минутные опросы и анкеты на самые разные темы. Ближайшие планы на будущее, причины семейных споров, надо ли нам догонять Америку, весна и я, девушка (юноша) моей мечты и так далее. Названия взяты не с потолка – это опыт работы учителя из Балашихи Юлии Зайцевой, которую внимательный читатель знает по публикациям в «ПС».
Итак, дети пишут, учитель читает ответы, как письма, и мысленно дает живую и теплую рефлексию каждому посланию. Что происходит? Одним необязательным и не очень затратным действием мы выражаем свое участие, интерес к мыслям ученика, обучаем интроспекции, побуждаем задуматься о смыслах, быть может, подталкиваем к самостоятельному решению каких-то личных, неведомых нам задач.
Ничего общего с социологическими опросами. Наука требует соблюдения ряда формальных правил, социолог стремится узнать, как отвечают люди на поставленный вопрос, они действуют в рамках узкого коридора мнений: если есть возможность предугадать наиболее популярные ответы, вас попросят выбрать готовый вариант. В социологическом опросе все заточено под научную гипотезу: задаются только те вопросы, которые беспокоят исследователя, отступления от темы не привлекают внимания. Потом социолог долго и нудно считает.
Тут совершенно другая цель. Педагогу важнее инициировать ситуацию, в которой ребенок бы, с одной стороны, задумался о чем-то важном, с другой – осознал, что его мнение значимо и важно. Он дает человеку выговориться, подумать, в свободной форме выразить себя, а не кивнуть согласно вслед какой-либо идее. Ему одинаково интересны сочинения «по теме» и «не по теме», потому что все они дают информацию об авторах. Да, он искренне хочет лучше узнать детей и совершенно не обязан проводить с полученными данными какие-либо формальные манипуляции вроде обсчета и анализа.

Последействие 

Казалось бы, написали-прочитали-продвинулись в понимании – забыли. Ведь никого, кроме участников, эта практика не касается. Но это не про Юлию Зайцеву, она еще и собиратель свидетельств своей жизни с детьми – опросы она распечатывает. В таком виде они могут «работать» на другие цели: аккуратно, чтобы не разрушить доверия, обсудить результаты в классе, еще более тонко представить высказывания детей на родительском собрании, сделать обзор мнений в школьной стенгазете, наконец, в День встречи с выпускниками подарить выросшим молодым людям срез мнений их класса 10 лет спустя.
Вот, например, открытая анкета для девятиклассников «Что такое идеальная семья, что является причиной семейных конфликтов и как лучше всего решать конфликтные ситуации в семье».
Идеальная семья. В определении хорошей семьи ребята выразили единодушие: это семья с теплыми, дружескими отношениями, где все доверяют друг другу, понимают, уважают, а главное – любят. Где мало ругаются, где всегда готовы протянуть руку помощи, где нет измен и никто ничего не скрывает. Прочитав ответы девятиклассников, можно легко составить облако понятий, при помощи которых дети рисуют образ идеальной семьи: любовь, дружба, гостеприимство, помощь, радость, теплота, забота, доверие, правда. Среди определений вдруг, как теплый ветер, проскальзывают реплики: «это у меня такая хорошая семья», «лучшая – моя семья», «это самое дорогое, что может быть».
Причины семейного конфликта. О них девятиклассники знают очень много, больше, чем хотелось бы. Бытовые: пьянство и алкоголизм, измена, материальные проблемы, рукоприкладство. Встречаются следы случайно подслушанных разговоров: «когда теща или свекровь чересчур лезут в семью», зависание отца в интернете, трата денег на бесполезные для семьи вещи. В пятнадцать лет дети отлично знают, что конфликт может разгореться из-за разбитой чашки или потому, что люди отчего-то запрещают друг другу вещи, которые, в сущности, не мешают. Подросткам хватило опыта, чтобы поразмыслить над нашими ошибками. Причиной конфликта многие дети считают недоверие, неискренность, непонимание, ревность супругов или старших детей к младшим, нервозность папы или мамы. А некоторые дети – внимание! – видят себя причиной семейного конфликта: «моя плохая успеваемость в школе, моя безответственность, я плохо себя веду, не убираюсь дома, курю, у меня другие взгляды на мир».
Пути выхода из конфликта. Подростки конструктивны: «извиниться, исправить поведение», «хороший разговор», «убеждать словами», «поговорить», «объяснить, что не нравится», «обсудить проблему всей семьей». Многие готовы провести внутреннюю работу над собой, согласны даже на ослабление позиции: «найти компромисс», «сдерживать свои эмоции, не усложнять ситуацию», «идти на уступки». Предлагается также «постараться представить себя на месте того, с кем случился конфликт» – отличный метод! Дети пополнили анкеты горячими пожеланиями родителям: «будьте внимательны, чаще отдыхайте, не навязывайте друг другу свое мнение, уделяйте внимание детям».
Понятно, что зачитанные на родительском собрании в таком вот виде результаты исследования были для родителей откровением. Многие не верили, что их «лодыри» и «хулиганы» так много понимают и так остро ощущают себя частью бытового семейного конфликта.

 Открытие души

Диалог с учеником на отвлеченные темы – отличный шаг на пути к сближению. А если рискнуть и перейти к личным, внутренним переживаниям?
Выяснилось, что подростки охотно делятся и своими планами на будущее, и наблюдениями за тем, как живет молодежь. Исследование «Хочу иметь, хочу уметь» побудило восьмиклассников открыть свои желания.
Часто встречается «хочу уметь правильно жить»: «хочу, чтобы в будущем людям жилось легче, хочу научиться быть взрослым. Логически мыслить. Выучить пятьдесят языков. Рисовать, выражать себя через лист бумаги и краски. Понимать людей по глазам. Летать и хоть иногда становиться невидимым».
А хотят восьмиклассники: дом на Гавайях, гигантскую машину, свою футбольную команду, миллионы долларов, сто друзей. А кто-то – «мотоцикл, ну и хотя бы свою комнату». И вдруг на фоне этой раздувающейся потребительской корзины – драгоценные простые вещи: «Хочу иметь собаку. Лучшую подругу. Верных друзей. Маленького братика. Найти такого человека, с которым можно было бы поговорить и чтобы этот человек был всегда рядом. И айфон хочу, и летать; водительские права – и немного нежности». Как после этих откровений не захотеть хотя бы мысленно обнять их всех, таких смешных, наивных, искренних, разумных, таких разных и одинаковых? Можно ли потом хотя бы в шутку назвать хоть одного из них никудышным, бесперспективным?

Оценки рисков

Во-первых, сам опрос – одна из практик налаживания контакта с учениками. Каналы обратной связи весьма разнообразны. Этот не всем подходит, так как не всем дети доверяют, к тому же надо не бояться сумбурной, сбивчивой речи, идущей от самого сердца. Во-вторых, тесный контакт с учеником таит риск узнать много тайн о семье, переживаниях, страхах и тайных желаниях. Откровения могут шокировать, но так как инициатором диалога является именно педагог, на нем вся ответственность. Требуется максимум терпения и такта, чтобы придать не слишком много и не слишком мало значения словам, не выдать тайну, но и не пустить беду на самотек.
Что главное? Не опросы делают учителя учителем. Учитель дает опросы, чтобы держать обратную связь. А вот что она дает? Из анкет Юлии Зайцевой:
«Всегда приятно слышать от друзей, что у тебя прикольные, современные родители. А к понимающим учителям дети тянутся, они учатся усерднее на их уроках, потому что появляется огромное желание».