Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

В соответствии с образовательными стандартами одна из задач начального этапа обучения – развитие у детей способности принимать и удерживать цели учебной деятельности, оценивать результаты своих действий. Но как учителю определить, в какой степени ученики овладели этими умениями? Об этом статья научных сотрудников Вологодского института развития образования З.Кокаревой, Л.Никитиной и Л.Секретаревой «Диагностика сформированности действий целеполагания» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 2 за 2014 год). Авторы предлагают использовать специальную диагностическую методику, состоящую из небольших заданий в конце урока, а также в конце прохождения большого раздела или темы. Например, после учебного занятия детям предлагается ответить: какая цель ставилась учителем и вами на уроке? А для ответа – продолжить фразу, начинающуюся с одного из четырех слов: «научиться...», «понять...», «тренироваться…», «узнать...». Или: какие задачи помогли вам узнать цели урока? В этом случае ученикам предлагается закончить три предложения: «Я научился сегодня на уроке...», «Я могу объяснить другому...», «Мне надо еще поработать над...»

В журнале «Классный руководитель» продолжается публикация выпусков «формотеки» – раздела, где описываются разные способы (формы) решения какой-то значимой педагогической задачи. Очередной выпуск посвящен проблематике контроля. В статье «Формы контроля воспитательного процесса» («КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ», № 1 за 2014 год) представлены замыслы общих дел, командных соревнований, необычных тестовых испытаний, во время реализации которых можно многое понять о самих детях и об атмосфере в классе. Например, викторина «Важные ценности» позволяет увидеть, какой смысл школьники вкладывают в такие базовые ценности, как человек, культура, знания, семья. «Праздник Хвастушек» помогает раскрыть творческий потенциал детей, а также то, как у конкретного ребенка обстоят дела с самопринятием и самооценкой. Состязания «Командного пятиборья» дают возможность оценить степень сплоченности класса, понять, в какой степени классное сообщество стало коллективом.
Авторы подчеркивают, что контроль в подобных игровых, событийных форматах предполагает высокую степень включенности и активности самих учеников, что способствует естественному переходу от оценивания к самооценке.

С какими профессиями старшеклассники связывают свое будущее и как ребятам видится их жизнь в профессии? Эти вопросы оказались в фокусе исследования, проведенного в Устьянском районе Архангельской области. Результаты представлены в статье О.Васильченко, А.Клочковой и Д.Завгороднего «Изучение профессиональных предпочтений старшеклассников Устьянского района» («ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», № 1 за 2014 год).
Как оказалось, многие юные устьяки имеют довольно расплывчатое представление о своем профессиональном будущем. Более трети опрошенных (36,4%) не смогли дать ответ на вопрос «Какую профессию вы хотите приобрести?», 9% хотят стать учителями, 8,1% – автомеханиками.
При выборе места продолжения учебы 37,8% респондентов предпочли идти в то же учебное заведение, куда собираются поступать их друзья.
Показателен также высокий разброс ожиданий в отношении заработной платы. Средний минимальный уровень заработной платы, за которую согласны работать молодые устьяки, составляет 22,5 тысячи рублей. При этом самая маленькая «минималка» была определена в пределах 5 тысяч рублей, а самая большая – 25 тысяч рублей. Разброс в представлениях о максимальном уровне зарплаты был от 30 тысяч до 220 тысяч рублей.
Все эти факты говорят о том, что проф­ориентанционная работа в школах оставляет желать лучшего. Проблема усугубляется тем, что многим школьникам неинтересны социальные процессы, происходящие в их регионе. 22% опрошенных отметили, что не имеют представления о востребованных в Устьянском районе профессиях. Треть респондентов не связывают свое будущее с жизнью в родном районе, а те, кто хочет остаться, планируют это сделать только при выделении солидных преференций, таких как предоставление работодателем высокой заработной платы и жилья или средств на его приобретение.