ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Образ с пьедестала
Об опасности стереотипов в профессии
С 1 января 2015 года вступит в силу стандарт профессиональной
деятельности педагога. Открытое обсуждение стандарта шло целый год, на
сегодня он уже зарегистрирован в Минюсте, то есть начался адаптационный
период. Преподаватель педколледжа рассказывает об идеальном
учителе в представлении студентов.
Прежде тоже был образ идеального школьного учителя, но он
менялся
вместе с переменами в жизни людей. Очень медленно, но педагогический
процесс трансформировался, и от учителя стали ждать не только услуг
надзирателя, но и хорошего знания предмета, не только знания, но и
общей культуры, далее – умения обращаться с ребенком. Теперь вот – с
любым, невзирая на состояние его здоровья и физические возможности. Но
к новому стандарту: а нуждается ли педагог, и без того
ограниченный со всех сторон законодательными, методическими и прочими
регламентами, в дополнительном профессиональном фильтре? И что на самом
деле стоит за принятием столь важного документа? Необходимость
сокращений, желание унифицировать и контролировать? Наконец, главный
для меня вопрос: не испугают ли столь высокие требования будущих
педагогов?
Я предложила студентам, уже побывавшим на педагогической
практике, соприкоснувшимся с детьми и их проблемами, представить
творческий проект идеального, по их мнению, учителя.
Представленные проекты в первую очередь продемонстрировали,
насколько глубоко укоренено в сознании мнение об учителе как о
сверхчеловеке. «Никаких недостатков… он должен быть универсальным…
обладать безграничными знаниями и постоянно совершенствовать их… при
этом быть добрым и отзывчивым, справедливым и честным, ответственным и
порядочным». Образ педагога – на пьедестал. А как они сами будут
преодолевать драму собственного несоответствия идеалу, пока не важно.
Здесь залегает первая морщинка. Вторая: все уверены, что дети
обязательно должны любить своего учителя. «Идеальный учитель – это
любимый учитель». Красиво. Но снова взгляд снаружи, а не изнутри. О
кропотливой и незаметной – главной в учительском труде – работе ни
слова. Достанет ли у них сил вынести муки сомнений и поиск верных
решений? От этого зависит, останутся ли они в профессии.
И лишь единицы не задирают планку слишком высоко, а примеряют
профессию на себя: «Хорошо понимать происходящее вокруг, давать себе
отчет во всем… думать, много думать… осознавать границы своих
возможностей… развивать чувство стиля… научиться видеть и чувствовать
проблемы ребенка с первого взгляда… уметь создавать особую атмосферу в
классе». Такие, я думаю, уложатся в любой внешний стандарт.