Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2014
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Т.В.Леус
Распространенные родительские заблуждения
Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010

Автор, психолог и психотерапевт, собрала в книге самые типичные ошибки и стереотипы родителей, которые мешают установлению нормальных отношений с их собственными детьми. Из самых лучших побуждений. Из-за одних и тех же заблуждений вырастают все новые поколения детей, вынужденных страдать, испытывать страхи, искать защиты в болезнях и зависимостях.Материал разбит на главы в соответствии с разными сферами жизни и детско-взрослого общения. Мировосприятие, взаимоотношения членов семьи, отношение к еде, слезы и капризы, плохие поступки ребенка... В каждой главе несколько разделов, описывающих те или иные родительские стереотипы. Например: «Без высшего образования ты никто», «Все всегда нужно доедать», «Не слушаешься? А я папе расскажу!», «От мамы ни на шаг!» Анатомия каждого довольно подробно проанализирована: почему взрослые так упорно держатся за эту установку, как воспринимает ребенок наши указания и, самое главное, к каким печальным последствиям в его взрослой жизни это может привести.
Чтобы решиться увидеть себя со стороны, прояснить истинные мотивы своих слов и поступков, родителям потребуется немалая решимость. Ведь довольно трудно признать, что ты на собственном ребенке отыгрываешь свою нерешительность, бесплодные амбиции или комплексы. Зато признав, можно потихоньку менять положение вещей, опираясь на рубрики, содержащиеся в каждом разделе: «Это важно знать» и «Что делать».

С.Белецкая
Ваш ребенок и его успех
М.: Эксмо, 2012

Еще одна книга, адресованная родителям, которые хотели бы «построить доверительные отношения, при которых ребенок готов обсуждать с вами свои проблемы; помочь ребенку осознать свою уникальность, полюбить себя, поверить в себя; научить ребенка выражать свои эмоции; помочь чувствовать себя комфортно в любом коллективе; научить принимать решения и оценивать последствия своих решений; помочь осознать свои сильные стороны и принять слабые; научить хвалить себя за достижения и извлекать пользу из ошибок».
Автор предлагает разобраться в том, что позволяет ребенку развиваться в полную силу своего потенциала, какие условия необходимы для этого. Тут и любовь окружающих, и чувство защищенности, и уважение взрослых. Как же воплотить эти нехитрые принципы в повседневной текучке дел и семейных забот? Быть внимательными к мелочам. Как мы хвалим ребенка (у эффективной похвалы целых восемь признаков: заслуженная, искренняя, немедленная, конкретная...). Каким образом устанавливаем и контролируем ограничения. Умеем ли сами выражать свои чувства и поощряем ли ребенка в адекватном их выражении. Позволяем ли мы детям совершать ошибки и сталкиваться с последствиями.
Чтобы сделать привычными эти мелкие, но важные воспитательные движения, автор предлагает множество простых игр и тренинговых занятий, которые помогут ребенку научиться хвалить себя, принимать решения, находить общий язык с другими людьми. Важно, что ситуации для обсуждения с ребенком предлагаются очень конкретные, понятные ему: «Ученик рассыпал карандаши… не может найти куртку в раздевалке… упал и поранился».
Интересны параллели с семейными традициями и воспитательными установками в разных странах – Японии, Британии, США, – которые приводятся в книге.