Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2013
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Климова Елена

«БИС Band»: музыкальный вкус к жизни

Школьный оркестр города Карасук дает ученикам шанс на внутреннее развитие – и через это приходит к удивительным успехам в музыке

Поезд Новосибирск–Кулунда тормозил на каждом полустанке. Соседи спали на голых полках, подстелив под голову матрасы. Зачем платить за постель, если выходить через несколько часов? На этой ветке райцентры и пассажиры всю ночь исправно сменяли друг друга. На рассвете чистенький вокзал встретил нас бодрой музыкой. Над перроном звучала песня местного автора о родном Карасуке. Утренний город тоже был чистеньким и пустоватым, райцентр явно просыпался позже Новосибирска.  Мы приехали в музыкальную школу, которой исполнилось 55 лет. Но не по причине юбилея. Если в каких-то стенах полвека кряду звучит музыка, то порой там начинают происходить удивительные вещи. Так и случилось. Здешний школьный оркестр оказался победителем международного отбора участников культурной программы сочинской Олимпиады. «Сказка о Золушке», – сказал коллега-фотограф.

Вы поедете на бал?

Александр Пунько, руководитель «Бис Band», духового оркестра обыкновенной музыкальной школы райцентра Карасук Новосибирской области, и между прочим, лауреат Общероссийского конкурса «Молодые дарования России» в номинации «Лучший преподаватель ДШИ», говорит: «Олимпиада – наверное, мечта всей жизни любого человека. Я, когда учился в музыкальном колледже, профессионально занимался настольным теннисом и баскетболом. Конечно, у меня были первые места. Но… не олимпийский уровень. И сейчас мне хотелось привезти на Олимпиаду наш оркестр».
Участвовать в Открытом публичном конкурсе за право выступать в Сочи «Бис Band» начал с опозданием. Когда в интернете появился ролик оркестра, записанный с помощью родителей одного из музыкантов, творческие люди из 20 стран мира и 53 регионов России уже собирали себе голоса поддержки.
Александр Пунько рассказывает с гордостью, немножко посмеиваясь при этом: «Сначала у нас было 200-е место, спустя полдня смотрим – а мы уже в 50 лучших вошли. На следующее утро мы 30-е, в обед – на 10-м месте. А к вечеру – первые! Голосовали за нас не только местные жители. Есть у оркестра поклонники в Германии, в Израиле, даже в Америке».
Тринадцать лет назад зимой директор музыкальной школы заслуженный работник культуры Ольга Никитична Семенчукова пригласила в Карасук тогда еще студента музыкального колледжа Александра Пунько. В школе было духовое отделение и даже свой небольшой оркестр. Но неожиданно уехал преподаватель. Карасук – райцентр от Новосибирска далекий.
«А у меня жена была беременная, – вспоминает Александр, – я нарисовал в воображении деревню маленькую и избушку, снегом занесенную. Как же мы там с ребенком?»
В итоге колледж Александр закончил, в Карасук приехал летом, и глава района выделил будущему олимпийцу квартиру. А Ольга Никитична дала Пунько кассету с записью школьного оркестра. Хотим, мол, воссоздать такой же. Новоиспеченный преподаватель заявил: «И что особенного? Я смогу лучше!»
«Ну так сделайте лучше! – ответила Ольга Никитична. – Я готова помогать». А что она при этом подумала, Александр тогда не знал.

Мужское дело

В 2003 году собрали первый ансамбль. Восемь учеников, никудышные китайские инструменты, на которых, как объясняет Пунько, «и играть-то нельзя, не то что перед публикой выступать». О японских инструментах в те годы оставалось только мечтать. Кстати, хорошая ученическая труба сегодня стоит 35 тысяч рублей. Умножьте на 40 – количество оркестрантов. Но инструменты покупают родители. Потому что в Карасуке давно поняли: «Бис Band» дает детям шанс. Особенно сыновьям.
Мальчиков в оркестре больше, чем девочек. Мальчикам идти в армию. И заниматься на службе любимым делом, а потом еще и получать приглашение на службу по контракту в оркестре вооруженных сил, – неплохая перспектива. Двое ребят из «Бис Band» – солисты военно-образцового оркестра роты Почетного караула в Москве. Семеро – студенты Новосибирской государственной консерватории или музыкального колледжа. Семнадцать получают стипендии – кто от главы района, кто от губернатора Новосибирской области, кто от Президента России. Есть среди учеников Пунько солист оркестра Новосибирской филармонии, есть даже коллега своего учителя, тоже преподаватель по классу духовых в Карасукской музыкальной школе.
Конечно, не в одной армии и стипендиях дело. Конкурсы, поездки по России и за границу, дружба, работа и музыка… И все же задаешься вопросом: почему не покидают оркестр подростки? Репетиции – трижды в неделю по полтора часа. Плюс ежедневно по часу необходимо заниматься дома. Ни каникулы, даже летние, ни праздники от репетиций не освобождают.
Ольга Никитична поддержала: «А вот пусть Александр Сергеевич скажет сам. Я тоже мучилась этим вопросом. Наверное, обладает он такой харизмой, что дети ходят без пропусков. Оркестр – это 40 творческих личностей! И надо их научить не подводить друг друга! Вот пусть он расскажет, каким образом?»

Можем, хоть мы и не китайцы!

Александр Сергеевич помолчал: «Ну, не знаю…» А потом рассказал про теорию эволюции: «Когда мы начинали, детей было мало, но с дисциплиной кошмар. Я приглашал и родителей на репетициях сидеть. Сейчас малыши приходят – смотрят на старших. Невоспитанные воспитываются. Мы движемся в правильном направлении. Я не считаю, что это уже идеальный вариант и в музыкальном плане, и в дисциплине. Я еще не удовлетворен. Но мы работаем». 
Я не выдерживаю и вставляю реплику: «Это же дети, они не могут совсем не баловаться!»
«Могут! – заверил Пунько. – Китайские дети могут, японские могут? И русские могут!»
«У русского душа широкая! – не соглашалась я. – И строгая дисциплина – она разве не в ущерб внутренней свободе, которая нужна для творчества?»
«В своей игре они очень раскованны, – почти сердится Пунько. – Я запрещаю только баловаться, разговаривать. Если они разговаривают – какая же тут свобода творчества? После репетиции они уйдут – и будут на всю катушку использовать свое детство. А здесь у нас работа, понимаете?! Должно быть все серьезно, иначе не будет результата. Раньше я из тех же полутора часов репетиции тратил полчаса на беседы, а сейчас три минуты, может быть. Мы же растем, мы играем произведения все более сложные, более красивые. Нужно чем-то удивлять публику. Мы сейчас играем сюиту группы «Deep Purple», а раньше мы играли вальс «Березка». Репертуар обновляем каждые три месяца, за это время выучиваем около десяти произведений. Дети должны быстро соображать».
«А если они по природе медлительны?»
«Привыкают, – бросает Александр Сергеевич.– Я же не тиран. Не деспот».
Ольга Никитична смягчает остроту момента: «Александр Сергеевич сейчас к маленьким стал лояльнее относиться по сравнению с тем, как начинал. Он сам говорит, что малышей надо сначала заинтересовать и научить, а уж от взрослых ребят можно требовать».
Взрослый Никита Лутошкин, который в 2014 году заканчивает 11 класс и собирается поступать в НГТУ, где есть свой духовой оркестр, сказал про Александра Сергеевича: «Идеальный руководитель».
«Бис Band» в конкурсах получает только первые места и гран-при. А в последние годы – только гран-при. Ученики Пунько, случалось, побеждали на сцене воспитанников столичных профессоров.
На Всероссийском конкурсе юных исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные трубы» имени В.М.Блажевича трубач из Карасука Саша Даньшин победил музыкантов из Гнесинки! Сейчас Саша в Питере, его пригласили в музыкальную школу при консерватории. В Карасуке 28 тысяч жителей. Даже если предположить, что в школе (и в оркестре) отбор учеников, то по сравнению со столицами возможности для него скромны. А на самом деле…
«Никакого отбора нет. Берем всех, кто к нам приходит, – поясняет Ольга Никитична, – иногда ребенок поначалу немузыкален не потому, что ему медведь на ухо наступил, а потому, что с детства музыкальный вкус загублен. У нас в семьях разве поют? Слушают хорошую музыку? То-то и оно».

По числу посадочных мест

Пунько добавляет: «Сюда приходят те, кому уже нравится музыка. Мы же силком никого не тащим. Талант? Как его выявить сразу, этот талант? Я учу всех одинаково. А потом вижу, у кого какие способности проявляются, и нагружаю, нагружаю ребенка соответственно. Успех в музыке – это больше труд, чем талант.Я понимаю вас. Вы хотите что-нибудь такое чудесное услышать. Что человек от оркестра прозрел или не ходил, но стал ходить. У нас нет таких чудес. У нас только музыкальные чудеса.
Было нас 8 человек. Сейчас 40. Предел – 48. Столько вмещает наш автобус. А вагон вмещает 52. Есть в России коллективы, в которых 60, 70, 80 человек. Нам нужны инструменты дорогостоящие, каких еще нет в оркестре. Фагот, например. Хороший фагот стоит 800 тысяч. Или литавры, которые мы купить не можем, а если бы смогли – нам их поставить некуда. Правда, глава района очень быстро откликается на наши просьбы. И когда мы заговорили, что, мол, оркестр уже такого уровня стал, нам нужны приличные инструменты хорошей фирмы, надо выровнять звучание в оркестре – это, поверьте, сложная задача, у нас появилась первая труба Yamaha за 70 тысяч. Есть еще целевая программа Министерства культуры России. Мы по ней каждый год что-то получаем. Нынче вот купили ксилофон».
В прошлом году на межрегиональном конкурсе исполнителей на духовых и ударных инструментах «Фанфары Сибири» жюри возглавлял доктор музыки из Германии профессор Леон Блай. После конкурса маэстро пригласил «Бис Band» выступить в Германии. На Олимпиаде «Бис Band» будет играть на ведущих площадках Сочи и в Олимпийском парке. Оркестру, как победителю Международного отбора, дали право выступать пять дней, все остальные коллективы будут сменяться через три. Конечно, у всех причастных к «Бис Band» есть надежда, что оркестр из Карасука заметят продюсеры и сказка продолжится.
«Оркестр должен прирастать новыми музыкантами, новыми инструментами», – объясняет Пунько с такой интонацией, что сразу понятно – прирастать будет. Вопросы с подвохом задавать уже не хочется. Хотя это непрофессиональное поведение журналиста.

* * *

P.S. Олимпийская поездка обойдется оркестру в 1 миллион 300 тысяч рублей. Районной музыкальной школе такую сумму не поднять. По правилам оргкомитет оплачивает дорогу и проживание только шестерым музыкантам. В сказке про Золушку карета в свой час превратилась в тыкву. Но это уже история не про «Бис Band». Все-таки Пунько – сказочник с десятилетним стажем, он умеет сочинять хорошие финалы. Кстати, и областное министерство культуры обещало помочь.