Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2013
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Поликарпова Дарья

Ввести пароль, а лучше – поставить шлагбаум…

В борьбе за безопасность детей в интернете запретительская линия торжествует, просветительская – даже не рассматривается

На сайте Роскомнадзора опубликована Концепция информационной безопасности детей http://rkn.gov.ru/mass-communications/p700/p701/. Она открыта для общественного обсуждения. На пресс-конференции в «РИА Новости» состоялась встреча, призванная подготовить почву для конструктивной дискуссии. Получилось не очень… 

Как утверждал председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий Марк Твердынин, социально-психологическое самочувствие ребенка сегодня в опасности. Информационное общество полно угроз: кибер-буллинг, возможно даже нанесение физического ущерба ребенку и его семье посредством интернета; детская порнография: ущерб личности ребенка наносит даже случайный просмотр. Не меньшую опасность представляет контент, формирующий преступное поведение: ксенофобия, пропаганда терроризма и насилия. Наконец, широкая самопрезентация детей и подростков в сети – реальная угроза:
– Монитор похож на телевизор только внешне, на самом деле интернет – это улица, проходной двор. Здесь надо вести себя не как в кругу семьи, а как среди опасных незнакомцев, быть бдительными, осторожными.
Однако, несмотря на леденящие кровь аргументы в пользу информационного шлагбаума, общественный скепсис налицо: закрывать все – решение абсурдное. Начнем с того, что нет критериев оценки информации, недостаточно проработаны определения, отсюда комические ситуации с запретом на курящего волка из «Ну, погоди!» или с вызвавшей подозрения в непатриотизме песней группы «Любэ», в которой даются неверные сведения о границах России.
В общем, важно, чтобы дело оказалось в умных руках, говорил заведующий кафедрой психологии образования и педагогики психфака МГУ Андрей Подольский. Однако неясно, как создать правила, разделяемые всеми. Оказывается, в стране идет работа над атласом ценностей России, и разработчикам уже понятно, что конфликт ценностей обязательно про­явится как на разных территориях, так и в разных социальных слоях. Откуда же возьмется единая концепция информационной безопасности? Наконец, Андрей Подольский высказал мнение, что подход к проблеме информационных угроз может быть более гибким. Не факт, что учить ребенка плавать можно только в штиль. Нельзя запретами создавать абсолютно стерильную среду. Довольно того, что погружение в мир интернета будет проходить в сопровождении значимого взрослого. А вся проплаченная деятельность вокруг информационной безопасности – бред на 80%.
– Нужно становиться тоньше, профессиональнее, – советовал Подольский.
Увы, мы не такие и становиться такими не хотим. По опросам, «ребенку доверять нельзя», «ему своего ума не хватит», «плохое заразительно» – 67% жителей страны вообще за контроль в интернете.
…Хотя психологи доказали: сама мысль о том, что мы полностью воздействуем на ребенка, – самообман и иллюзия.