Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Изабель Назаре-Ага
Они играют на ваших чувствах!
СПб.: Питер, 2013


Распространенная история: вы встречаете человека, который занимает все больше места в вашей жизни, притягивая к себе внимание, вынуждая делать уступки и одолжения, общение с ним опустошает, нервирует, разрушает здоровье и вгоняет в депрессию. Одним словом, вы попали под влияние манипулятора.Автор – психолог, признанный специалист в области распознавания и противодействия манипуляции. Ее книги по этой тематике чрезвычайно популярны и переведены на многие языки. Она поясняет, под какими масками скрываются те, кто «играет на ваших чувствах» – от очаровательного рубахи-парня до скромной серой мышки с тихим голосом. При этом раскрывает механизм воздействия каждого и приводит список характеристик, присущих всем манипуляторам вне зависимости от его типа. Не менее интересны внешние признаки: особый взгляд, характерные жесты, манеры, выражение лица. Ну и конечно, сам механизм, в ходе которого вполне взрослый, разумный человек подпадает под чужую волю, начинает испытывать чувство вины и, даже понимая разрушительность ситуации, не может сказать «нет». Автор рассматривает основные элементы процесса и отвечает на главные вопросы, которые могут возникнуть у жертвы манипуляции. Например, в какой степени в происходящем виноват он сам? Можно ли нормализовать отношения, сделать их равноправными? Насколько сознательно действует манипулятор и что его толкает на это?
Но главное – это умение применять принципы контрманипуляции. В книге приведено немалое количество ситуаций и сцен, когда манипулятором оказывается член семьи, коллега, приятель, – вскрывается механизм его воздействия и даются рекомендации относительно того, как избежать нежелательного влияния.

А.В.Ипатов
Подросток: от саморазрушения к саморазвитию
СПб.: Речь, 2011

Подростки доставляют немало неприятностей окружающим. Но еще больше – самим себе. Психологи называют это аутодеструкцией, стремлением к саморазрушению, которое проявляется «в наркомании, токсикомании, алкоголизме, попытках самоповреждения, суициде, пропусках школьных занятий, бессодержательном времяпрепровождении». В книге изложен опыт психологической коррекции саморазрушительного поведения у безнадзорных подростков.
Автор – психолог, работающий в коррекционном детском доме. Говоря о проблеме, он сравнивает аутодеструкцию «с айсбергом, где саморазрушительное поведение – его верхушка, видимая часть, то, что осуждается обществом, заботит, волнует родителей и учителей. Но существует и подводная, невидимая часть – это причины и условия саморазрушительного поведения». Анализируя их, автор говорит о семейной ситуации, об особенностях подросткового кризиса, о личностных особенностях. Все эти факторы нужно учитывать, говоря о подростках с девиантным поведением, чтобы выбирать верное направление для коррекции и специалистов, которые будут этим заниматься. Ведь процесс сложный и требует согласованных действий социального работника, психолога, семейного психотерапевта, юриста.
Опыт работы с подростками тринад­цати-четырнадцати лет обобщен в виде программы психологической помощи: задачи, этапы, условия, результаты. За довольно сжатым научным изложением угадывается большая многоплановая и явно живая работа, но именно угадывается. Контраст содержания и стиля изложения слегка сбивает с толку. Тем, кто в восприятии ориентируется не столько на таблицы и графики, сколько на примеры, придется приложить усилия, чтобы добраться до Приложения, где собраны тесты, опросники и собственно описание занятий по программе, помогающей подростку пройти путь от саморазрушения к саморазвитию.