Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Третья тетрадь
Детный мир

ПЕДАГОГИКА ТЫСЯЧИ МЕЛОЧЕЙ


Чканикова Александра

...А самая лучшая парча получается из папиросной бумаги!

Мультипликацию и детскую фантазию роднят таинственные превращения предметов и веществ

Две недели подряд на пятнадцати площадках, расположенных во всех округах Москвы, показывают анимационные фильмы, русские и зарубежные, новые и переосмысленные старые. Часть программы показана на благотворительной основе – билеты в девять кинотеатров, общим объемом восемь с половиной тысяч человек, уже розданы по детским домам и социальным службам. И еще: программа совмещает показ мультфильмов с творческими занятиями для детей и вечеринками для всей семьи.
Мы делимся впечатлениями…

Все флаги в гости

Часто приходится слышать жалобы о смерти советской школы анимации, плач об утрате «наших добрых» мультиков, между тем приходит новый фестиваль – и понимаешь, что не прекращается поиск и создание новой анимационной школы на базе старых традиций. Но режиссер и художественный руководитель студии «Союзмультфильм» Михаил Алдашин говорит: «Мы наблюдаем и трудные попытки построить индустрию анимации, и просто стремление делать хорошее кино. Удивительно, но получившийся бульон всегда сохраняет свою густоту…»
Фестиваль развенчивает еще один предрассудок: мультики – детское развлечение. Нет, пропагандируется именно искусство, а оно либо есть – либо нет, либо трогает человека – либо оставляет равнодушным. И хотя программы фестиваля отмечены возрастными маркировками, это не значит, что серьезное кино, зачастую экспериментальное, детям неинтересно – там ритм, движение камеры, живопись. «Все, что я знаю сейчас, я знаю с первого класса средней школы», – утверждает Михаил Алдашин.
Что касается самой программы – в ней два основных блока участников: премьеры и победители. Работа над многими отечественными мультфильмами заканчивается прямо сейчас, это самые свежие работы. А вот зарубежные фильмы в основном уже лауреаты различных премий и наград. Специальный участник – новый мульт­фильм швейцарского художника Жоржа Швицгебеля; большие ожидания – от подборки работ молодых израильских аниматоров.
Однако подробно мы расскажем о центральном событии фестиваля – об огромной Фабрике мультфильмов в культурном центре ЗИЛ, где все желающие могут попробовать себя в разных техниках анимации. И удостовериться: да, мультик – это волшебство, но попробовать стать волшебником может каждый.

Как сделать мультфильм из чего угодно

Главное – быть в душе хоть капельку художником, то есть иметь воображение.
Неправда, что во времена 3D-тех­нологий и компьютерной графики художнику можно ничего не делать руками. Не верьте! Карандаши, пластилин, бумага, лента, горсть муки, пластиковый пакет, осколок стекла – вот лишь некоторые инструменты подлинного аниматора. Так что самые большие детские очереди выстроились не в цех компьютерной графики, а к пластилиновым, кукольным, предметным мультфильмам.
Зайдя в цех предметной анимации, не сразу поймешь, куда попал – то ли в мастерскую часовщика, то ли в тайник старьевщика. На столе разложены пружины, уголки, металлические колесики, шестеренки, рулоны фольги, гвозди – и даже кочан зеленого салата. На стеклянных ярусах лежат бруски фольги и кусочек ржавой пружины. Семилетний мальчик, затаив дыхание, одним пальцем еле-еле передвигает «мостик» по стеклу (над стеклом веб-камера), а на стену – вот это чудо! – проецируется далекий зимний поезд, который медленно ползет через мост.
В цехе кукольного театра расположились мастера Прыг-Скок-Театра. На столе – ничего, только толстая пачка синих пакетов для мусора. Публика недоумевает, но вот уже через минуту в руках у каждого мальчишки оказывается по мешку.
– Вытягиваем угол – получается шпага, защищайтесь! – И между парнями и их мамами разгорается мушкетерская битва: правильно установленная лампа, экран – вот вам и театр теней.
– Теперь здесь придерживаем, там собираем – и вот зонтик! – По залу (и на экране) начинают прохаживаться степенные джентльмены.
Надуваем, затягиваем – и мы оказываемся в море, где плавают гигантские голубые медузы – некоторым из них нет еще и трех лет, а как плавно скользят по воле течения! Правда, уже через минуту медузы оказываются подушками, которыми хочется подраться.
Потом дети начинают сворачивать из своих изрядно потрепанных мешков кто кого: кошек, собак, змей, барышень в платьях, старух в платках, надвинутых на лоб… целая труппа полиэтиленовых кукол, готовых хоть сейчас сыграть драму или комедию.
При желании мультфильм можно сделать из чего угодно – из носка, из шнурка, из поролоновой палки. И никогда не догадаешься, как эта вещь преобразилась в актера анимированного кино.

Не бывает устаревших технологий

Компьютерной анимацией, где правят точность, внимание и выверенность движений, увлекаются ребята постарше. А вот песочный мультфильм подвластен мастерам любого возраста. Трехлетний ребенок подставляет стул к стеклянному столику и в мгновение ока создает из песка звездную ночь. Достаточно слегка подуть на песок – и звезды засияют, как настоящие. Главное – понимать, что не песок, а руки играют главную роль.
– Изучайте свои руки, – советует мастер Ирина Титова. – Запоминайте, какую линию могут провести каждый ваш палец, ребро ладони, ногти, фаланги пальцев. Смотрите, как сыплется песок из кулака, сквозь все пальцы, сквозь мизинец…
И дети сосредоточенно наблюдают, как песчинки падают на стеклянную поверхность. Их даже не интересует, что там на экране.
То же и в мастерской сыпучей анимации: на простом фоне «растет» дерево из чечевицы, слон из манной крупы вытягивает хобот, а гороховая белка машет хвостом, потирает мордочку и недоверчиво смотрит в кадр.
Соседняя комната – для тех, кто готов творить всем телом. Здесь работает интер­активная видеоинсталляция «Цифровое граффити». Ребята встают перед белым экраном и рисуют по нему движениями собственных рук в воздухе. Формы и цвета меняются в зависимости от положения рук и тела – то по экрану летают попугаи, то рассыпаются треугольные пуговицы.
А вот еще: толпа детей возится вокруг гигантской грифельной доски. В школе ее, может быть, и упразднили, а в анимации она по-прежнему незаменима. По ней плывут кудрявые меловые облака – со скоростью всего пять сантиметров в кадр, и ветром несет остроконечную шляпу волшебника с развевающимися лентами. Ребята заняты утомительной работой: после каждого кадра аккуратно стирают каждое облачко и перерисовывают его чуть правее. На секунду все отходят, замирают, щелкает камера – и работа продолжается. Шляпу доносит ветром от одного края доски до другого за целых два часа, но игра стоит свеч: на мониторе уже можно увидеть, как трогательно и живо движутся предметы, нарисованные десятками рук, и каждая неровность, каждая крошка мела, не убранная из кадра, делает картинку одушевленной.

Степень сложности – любая

В цех кукольной анимации несут одну за другой коробки с пластилином – у одной куклы намечается грандиозное платье, на которое уйдет не один брусок, да и старый рокер в очках из фольги нуждается в хорошей одежде. Кто-то уже приступил к декорациям: пластилиновый пол, картонные стены, оклеенные обоями, и герои, неторопливо вытягивающие то руку, то ногу.
Озорные девчонки, которым не хочется ждать, берут своих разряженных кукол и начинают снимать на телефон – прямо на подоконнике.
– Это возможно сделать и самим, почему бы и нет. Главное – правильно выставить свет и держать камеру на одном и том же уровне, – советуют мастера, – а то ничего смонтировать не удастся.
По соседству располагается цех по стоп-моушен анимации. Это трудоемкая и капризная техника: непослушные черные фигуры дровосеков, птиц и медведей никак не хотят быть похожими на настоящие тени. Тут работают только большие дети, но и у них нервы иногда сдают.
Что поделать, зато картинка на экране полна невероятной мистики, и мультстанок, над которым ты склоняешься, самый что ни на есть настоящий, почти как у Юрия Норштейна.
Цех классической рисованной анимации тоже собрал вокруг себя самых терпеливых – уже совсем взрослых мальчишек и девчонок, которые готовы отрисовывать каждый кадр заново. Несколько часов работы дадут секунды фильма, но тем ценнее работа. Недаром на стене у входа крупными буквами выведено объявление: «Пожалуйста, обязательно оставляйте свои имена для титров!»
Но есть места, где не все так сложно, как кажется. Например, фризлайт-анимация, техника рисования светом при фотосъемке на длинной выдержке. Оказывается, научиться рисовать светом совсем не сложно. Главное – не бояться темноты и представлять себе, как изобразить предмет без карандаша, водя рукой по воздуху.
А есть тут место и подлинному эстетству – в мастерской оптических игрушек, предков современного кино. Самую простую оптическую безделушку можно смастерить и дома: половину рисунка изображаешь на одной стороне плотной бумажной медали, половину – на другой, прилаживаешь нитку, крутишь – и рисунки волшебным образом совпадают. А можно и покрутить ручку настоящего игрушечного синематографа, и раскрутить барабан, в щели которого вдруг начинают скакать лошади, крутиться танцующие пары.
Перед этим волшебством и взрослые, и дети завороженно замирают, как и сто лет назад.

Самая правдивая правда на свете

Внезапно общий гул в зале прорезают надрывные вопли и звон бубна. Ничего страшного, просто начал работу мастер-класс по озвучке. В одиночку тут никак не справиться, поэтому из детей и родителей была в один момент составлена команда. Чего только не пришлось делать, чтобы оживить пятиминутный эпизод мультфильма: шуршать пакетом, ронять на пол железные клещи, кряхтеть, барабанить, топать. И тут открылось новое закадровое чудо. Оказывается, лучший топот Алеши Поповича может изобразить не мужской ботинок, а каблук на сапоге десятилетней девочки. А звук хлопающей двери лучше всего делать, аккуратно стуча по корпусу гитары. Настоящая-то дверь проигрывает в выразительности!
Или: что может быть больше похоже на самолет, чем картинка с изображением самолета? Ан нет, в объективе нужные ассоциации рождает кривоватая железка с двумя колесиками. Точно так же показать брызги в кадре анимированного кино не получится при помощи воды. Круглый кусочек фольги, вот это лужа так лужа. Хотите показать темноту – уберите подальше черный цвет, лучше прикрыть кадр кусочком мутноватой пленки.
Мультфильм – мир со своими законами. Здесь можно предпочесть парче папиросную бумагу, выбрать вместо настоящего серебра железку. Все для того, чтобы как можно точнее воплотить замысел.
...В общем, сами съемки на фабрике мультфильмов занимали не так много времени – дольше всего дети просто играли, как играют дома: во все, что подвернется под руку, смешивая техники, разыгрывая сюжеты. Действительно, мультфильм – это такая игра, к которой добавлена камера.
И взрослые, побывавшие на фестивале, теперь знают: увлеченная возня их детей – родня искусству анимации.
О программе фестиваля, участниках и других подробностях можно узнать по адресу: http://www.multfest.ru/.