Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Джули Дирксен
Искусство обучать
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013

Подзаголовок «Как сделать любое обучение нескучным и эффективным» явно намекает на то, что большинство распространенных обучающих методик наводят тоску и приносят мало пользы. С этим трудно спорить. Все школьное устройство заорганизовано, запрограммировано предписаниями и в большой степени регламентируется традициями, которые складывались десятилетиями, если не веками. Автор же предлагает посмотреть на ученика, преподавателя и на сам процесс учебы свежим взглядом, вернуть здравый смысл в каждый эпизод образовательного взаимодействия, увидеть человеческую природу школяра и взять ее в союзники.
Написана книга доходчиво, увлекательно и толково. Пустых рассуждений практически нет. С одной стороны, совсем не близкими кажутся примеры из области обучения сотрудников компаний. С другой – это означает, что методики должны работать: бизнес не кафедра дидактики и за всякую ерунду платить не будет.
Автор последовательно рассматривает все этапы обучения. Например, какой маршрут проходит новичок, превращаясь в эксперта; какие трудности нужно учитывать, как соотносятся знания, навыки и мотивация. Почему и как нужно учитывать особенности своих учеников; помнить, что они отличаются от вас; как организовать работу, если в одной группе оказались и «чайники», и подготовленные слушатели. Как работает механизм памяти, каким образом мы можем максимально использовать ее возможности...
Просматривая оглавление, думаешь, что примерно эти же слова ты сто раз видел в профессиональной литературе. Но здесь тебе действительно стараются объяснить механизмы. Например, почему ученик отвлекается, халтурит, не внимает нашим учительским призывам. Для объяснения дана картинка – погонщик на слоне. Погонщик – сознание, логика, мышление; слон – наши непроизвольные реакции, эмоции, интуиция. Кто больше и сильнее? Тащить слона за собой изнурительное занятие, но есть способы с ним договориться.
Книга вообще пронизана метафорами, забавными схемами и картинками. Наглядное подтверждение, что усвоение большого объема довольно сложной информации может быть «нескучным и эффективным».


Пол Коллинз
Даже не ошибка
М.: Теревинф, 2013

Это описание нескольких месяцев из жизни семьи, где растет мальчик-аутист. Автор – его отец, который сначала уговаривает себя, что ребенок просто немного странный: читает и считает в двухлетнем возрасте, повторяет фразы из книжек и телепрограмм, но никогда, никогда не обращается к родителям хотя бы с самой простой просьбой. Родители проходят через ошеломление от диагноза, через тестирования, консультации и специальные занятия дома и в детском саду для особых детей.
Параллельно Пол, будучи журналистом и писаталем, собирает материал для будущей книги. Это история о «диком Питере», мальчике, которого изгнали из семьи за странное поведение и нежелание разговаривать. Фрагменты его долгой и весьма причудливой жизни переплетаются с событиями в семье Пола. Еще один объект интереса – история открытия и изучения аутизма. Сначала считали, что этих странных детей психологически сломали в семьях и поместили в интернаты. Потом Аспергер сделал вывод, что это «талантливые эксцентрики», живущие в своем мире. Они сосредоточены на чем-то одном (математике, химии, музыке), не понимая, что у других людей могут быть свои мотивы, мысли, намерения. В наше время исследования показали, что причина кроется в необычно большом количестве нейронов. По мнению Коллинза, аутист как бы прячется в скорлупу, спасаясь от лавины поступающих в мозг сигналов. Рассказывая о необычных случаях, автор расширяет свои размышления о природе и причудах гениальности, о том, как расплывчаты наши представления о норме.