Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ


Гарбузенко Анна, Курманова Татьяна

Роза ветров бумажной не бывает!

К каждой теме школьного курса можно составить список интересных дел, поясняющих теорию на самых ярких и впечатляющих практических примерах

Программы для каждого класса по каждому предмету сегодня определены достаточно четко. Вроде и беспокоиться не о чем. Однако, приступая к осуществлению утвержденных стандартов, учитель может продумать список интересных дел по разным темам курса, чтобы ребятам захотелось поломать головы над трудными заданиями, чтобы занятия проходили увлекательно. «Деловые программы», составленные педагогами лицея «Ковчег – XXI век», наверняка заинтересуют коллег, в том числе тех, кто преподает совсем другие предметы. 

География

Программа для 6 класса.

«Говорят, что есть люди, которым безразличны карты, но мне трудно в это поверить» (Р.Л.Стивенсон)

1-е полугодие. Тема – топография
Для чего шестикласснику изучать язык карты? Чтобы успешно освоить весь дальнейший курс географии? Да, конечно. Но в первую очередь это жутко интересное занятие! А главное, мы постараемся не «изучать» карты, а создавать их и активно использовать в работе.

Список дел по теме «Топография»:

1. План-рисунок «Где был? Что видел?». Свободный творческий рисунок, который позволяет определить уровень пространственного воображения учащегося.
2. Тема «Топографические знаки». «Создай свой мир». В итоге мы рисуем огромный составной план и учим топографические знаки.
3. Тема «Стороны света». Рисунок на асфальте «Роза ветров». Географическая иллюстрация (например, «Волшебник Изумрудного города»). Изучаем стороны света и украшаем школьный двор.
4. Тема «Масштаб». Путешествие выходного дня (интеграция с математикой). Учимся работать с картами на местности, пользоваться масштабом, планировать свои путешествия.
5. Тема «Компас». Поиск клада на школьной территории. «Зарница» с занимательными вопросами. Ориентируемся на территории школьного двора.
6. Тема: «Координатная сетка». Линии широты и долготы — это, конечно, немного скучновато... Зато можно поиграть в настоящий морской бой на глобусе!

А еще интересные разноуровневые задачи, занимательные географические диктанты и викторины.

2-е полугодие. Темы: «Литосфера, атмосфера, гидросфера».

Поверхность Земли – это то основание, та «твердь», на которой разворачивается человеческая жизнь. И кажется, нет ничего более постоянного и надежного. Так ли это? Материки появляются, распадаются на отдельные острова и вновь соединяются. Более того, они движутся!

Список дел по теме «Литосфера»:

1. Тема «Что у Земли внутри». Смотрим фильм «Ядро Земли», ставим опыты с разнотемпературными и разноплотностными жидкостями, изготавливаем пластилиновую модель-матрешку.
2. Тема «Минералы и горные породы». Экскурсия в минералогический или геологический музей. Экспериментальные работы: буря в стакане воды – как образуются осадочные породы, фазовые переходы – как образуются магматические породы. Практическая работа – определение свойств минералов и горных пород.
3. Геохронология. Страницы истории Земли. Экскурсия в палеонтологический музей. Проекты.

Какая сегодня за окном погода? В каком климате мы живем и работаем? Люди часто используют синоптические термины для характеристики человеческих взаимоотношений: «погода в доме», «климат в коллективе», «в какую сторону сегодня ветер дует?». И это неспроста. Действительно, погода и климат часто определяют не только экономические реалии нашей жизни (сельское хозяйство, расход электро­энергии), но и, как считают многие исследователи, формируют социальные, исторические и национально-психологические особенности народа.

Список дел по теме «Атмосфера»:

1. Тема «Воздушный океан». Смотрим и обсуждаем фильм «Атмосфера», экскурсия на метеостанцию, составляем прогноз погоды для Московской области.
2. Тема «Климаты Земли». Читаем и обсуждаем статьи из энциклопедии «Аванта. География», смотрим фильмы из серии «Выжить любой ценой». Пишем советы путешественникам, попавшим в различные климатические зоны.

Мировой океан – колыбель всего живого. Все крупные города и поселения основывались на побережьях морей, озер или рек. Какую роль играет вода в жизни человека сегодня? И как мы можем помочь природе сохранить бесценный дар – чистую воду.

Список интересных дел по теме «Гидросфера»:

1. Тема «Реки и озера – кровеносная система континентов». Виртуальное путешествие по реке. Экскурсия на соседнюю речку Липка – изучение строения речного русла и режима реки. Основываем свои города – работа с контурными картами.
2. Тема «Болота». Моделируем верховое и низовое болото. Смотрим слайды о Центрально-лесном заповеднике. Правила выживания в болотистой местности.
3. Тема «Подземные воды». Океан под ногами. Как правильно выкопать колодец? Волонтерский проект – сохраним местный родник в чистоте.

И наконец, большая топографическая игра-викторина в мае.

Анна Гарбузенко, учитель

Литература

«Дорогами первооткрывателей» (По роману Ж.Верна «Таинственный остров»). 7 класс.

Вместе с Ж.Верном и героями его романа «Таинственный остров» отправляемся в захватывающее путешествие на воздушном шаре по бескрайним южным морям, оказываемся на загадочном острове, боремся с пиратами, знакомимся с легендарным капитаном Немо. Почему так интересно читать «Таинственный остров»? Что помогло героям выжить? Почему герои не хотели покидать остров? Стоит ли вообще переживать за героев книги? Объединившись в группы, работаем над проектами, делаем газеты по выбранной теме, а затем отправляемся с десантом в другие классы. Результаты проекта публикуем на сайте.

«Знакомьтесь — русский Жюль Верн» (По роману А.Беляева «Продавец воздуха»). 7 класс.

Между прочим, у нас есть свой «русский Жюль Верн». Так называют писателя-фантаста А.Беляева. Почему? Бейли – сумасшедший гений или бездушный коммерсант? Некоторые из читателей решаются предложить свой вариант решения сюжета и пишут свои собственные произведения под названием «Продавец воздуха». Может получиться новая аудиокнига.

«Играем Чехова» (По рассказам «Лошадиная фамилия», «Сельские эскулапы» и др.). 7, 8 классы.

«Чехов — хулиган!!! А вовсе не серьезный дядя с бородой, каким его изображают на портретах» – один из читательских отзывов. И ведь действительно, столько юмора в его коротких рассказах. Одно слово способно изменить смысл истории, одна деталь точно характеризует героя или обстоятельства. Добро пожаловать в наш театр, где актерами станем мы сами.

«По одну сторону жизни» (По роману М.Марпуго «Боевой конь»). 7 класс.

Автор предлагает читателю взглянуть на войну глазами лошади — беззаветно преданного человеку существа. Интересно, насколько отличается этот взгляд от нашего? Зачем автору понадобилось выбрать такой странный ракурс? И почему мы так остро переживаем все события лошадиной жизни? Попробуем написать свои истории от имени братьев наших меньших (а меньших ли?).

«Война в судьбе моих родных (моей семьи)» (По произведениям Б.Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие...»). 7, 8 классы.

После знакомства с творчеством Б.Васильева можно взять интервью у бабушек и дедушек и написать очерки о военной биографии своих родных, а потом рассказать об этом младшим. Мы пробуем найти слова, чтобы поделиться впечатлениями. Сопоставим книги и их экранизации. Зачем в книгах о войне автор так подробно рассказывает о довоенном прошлом героев? Почему такой «невоенный» выбор героев? Почему в фильме «А зори здесь тихие» одна часть черно-белая, а другая – цветная? Почему режиссер фильма «Русский солдат» (по книге «В списках не значился») изменил название произведения?

Татьяна Курманова, учитель