Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ ТЕНДЕНЦИИ


Кириллова Светлана

Встретятся ли музей и школа?

Желание есть, условий пока нет...

«Я глубоко убежден, что не должно быть школьника и студента, который бы добровольно или добровольно-принудительно хотя бы раз в четверть не посетил музей». Такими словами министр культуры РФ Владимир Мединский открыл международный фестиваль Интермузей-2013, посвященный – впервые за всю историю фестиваля – взаимодействию музеев и системы образования.

Слова Мединского вызвали бурную дискуссию участников фестиваля, среди которых был и замминистра образования РФ Игорь Реморенко. Обсуждалась тема «Нужно ли внести обязательное посещение музея в стандарт?». Впрочем, для того, чтобы внести посещение музея в стандарт, музей должен быть доступен для большинства школьников. Как показали встречи на «Интермузее-2013», доступностью культурного наследия на сегодняшний день России похвастаться трудно. Для того чтобы музей и школа встретились, требуются почти героические усилия…

Можно погладить!

«Не следует водить руку слепого по осматриваемому предмету… Будет правильно в процессе рассказа называть цвета экспонатов. У многих есть остаточное зрение или представление о цвете. Вполне уместно пользоваться глаголом «посмотрите». Не следует подменять его глаголом «пощупайте».
Это рекомендация из методического пособия для музейных работников. Издал ее государственный Дарвиновский музей совместно с правительством Москвы.
Сегодня этикетки в залах Дарвиновского музея можно «смотреть» руками. И это очень приятно. Вот кусочек шерсти белого медведя и тюленя. Надпись советует: «Можно погладить».

…Первый тактильный музей (с рельефными копиями известных картин) появился в 1999 году в Италии, в Болонском институте им. Кавассо. Сегодня можно «смотреть» экспонаты руками в парижском Лувре, в музеях Германии, Великобритании, США. И в России – тоже. Не только в Литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Петербурге или в Центральном музее вооруженных сил в Москве. Появился тактильный фонд и в Саратовском музее изобразительных искусств им. Радищева.
«В нашем музее действует уникальная программа: слепые и слабовидящие дети учатся рисовать, – рассказывает завцент­ром музейной педагогики Анна Довгаленко. – Мы держим для них отдельный фонд, который они могли бы изучать руками».
Впрочем, даже в крупных городах (в Москве или Санкт-Петербурге) слепых или слабовидящих школьников немного: от 150 до 800 человек всех возрастов. Музейные занятия затрагивают и того меньше. Это одна из попыток музеев раскрыться окружающему миру. Расширяется перечень посетителей, с которыми готовы работать российские музеи: это люди с болезнью Альцгеймера, аутисты, дети с задержками в развитии… Появилась специальность музейный педагог.
Правда, местные власти далеко не всегда готовы помочь музею в работе – даже построив пандус для инвалидных колясок.
«Вот уже 17 лет мы сотрудничаем с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, – рассказывает Любовь Кац, председатель владимирской областной общественной организации Ассоциации родителей детей-инвалидов «Свет». – Это целый комплекс музеев с замечательными выставками. По решению музея – бесплатное посещение для инвалидов. Но… только в одном из зданий есть пандус!»
«Здания музеев для учеников нашей школы недоступны. Ни у кого в районе нет пандуса», – говорит Елена Митякина, директор гимназии № 1 города Удомля Тверской области.
Одной из первых в России ее школа включилась в проект «Доступная среда», создающий комфортные условия для людей с ограниченными возможностями. Некоторые ученики Елены Митякиной никогда и не смогут переступить (переехать?) порог музея.
Но важно отметить: их здоровые одноклассники в таком же положении.
Удомля расположена в нескольких часах езды от Твери. Ближайший город – Вышний Волочёк. Дороги плохие. Поездка в Тверь – приключение.
А для того чтобы поехать с родителями в музеи Москвы, семьям надо накопить денег. И много.

Всей cемьей в музей? Только по ночам!

Дело в том, что в российских музеях до сих пор нет понятия «семейного билета». Увлекательная практика «ночь в музее», когда посетителей пускают, как правило, бесплатно, захватила уже самые отдаленные и сонные городки России (а ведь и там есть музеи – и какие!).
Жители провинции могут облететь «ночным» образом только свой собственный музей. Если они заходят повезти детей в крупный город, им приходится раскошеливаться у любой музейной кассы.
– Знаете, я, например, не могу вспомнить ни одной «школьной» экскурсии в музеи, а те, куда ходил с семьей, помню отлично. От таких походов в музеи образовательный эффект куда больше, чем от «школьных». Это же совсем иначе воспринимается! – говорит Павел Парфентьев, генеральный директор аналитического центра «Семейная политика РФ», председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», которая консультирует родителей, взявших детей на семейное обучение. – Дети, получающие семейное образование, как правило, имеют собственный, индивидуальный образовательный маршрут. Поэтому в большинстве случаев стандартные, «школьные», экскурсии по музеям просто не могут вызвать у наших семей и их детей особого интереса – они никак не учитывают реальные образовательные потребности семей».
Почему же в России нет семейных билетов в музей?
«Разработанные в музеях занятия обычно рассчитаны на группу детей в среднем до 15 человек, – пытаются оправдаться музейные педагоги. – Как вписать сюда отдельную семью? Можно предложить выход: несколько семей могут договориться между собой и привести детей. Если же семья приходит как отдельные посетители – они и платят как отдельные посетители».
В самом деле во многих регионах выход почти нашли: муниципалитеты производят перерасчет с музеями за бесплатные школьные экскурсии. В эти расчеты можно было бы включить билеты для семейного посещения, билеты многодетным и малоимущим семьям.
– Правда, польза от такого шага будет лишь в том случае, если его не будут окружать глупыми дополнительными формальностями, – предупреждает Павел Парфеньев. – Взял билет в школе – и иди в музей по своему выбору!
Большинство россиян продолжают считать: пусть лучше ребенок посещает музей вместе со школой. Во-первых, возни меньше. Во-вторых, раз в год это будет бесплатно.
А если чаще?

Эра передвижников

Подсчитаем. Полная стоимость экскурсии московской школы в Музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве – три тысячи рублей. В Планетарий – пять тысяч. Не думайте, что это на группу. Это – на каждого!
И большая часть этой фантастической цены – вовсе не входные билеты. В России сегодня действуют строгие правила перевозки детей. Чтобы организованно отправить класс в музей, школе и родителям нужно арендовать отвечающий всем требованиям безопасности школьный автобус. А это деньги.
До сказочных дворцов Петергофа, где школьников ждут интереснейшие программы, ехать от Петербурга недолго: полчаса маршруткой от последней станции метро. Но… «Кто же разрешит везти детей в метро и в маршрутке!» – всплескивает руками сотрудница музея.
Этот вопрос можно было бы уладить на уровне муниципалитета: достаточно передать музею один из школьных автобусов.
Однако после этого предстоит разрешить бюрократический казус: на чьем балансе будет автобус? В чей гараж его поставить? Кто будет выписывать путевку? Кто – платить за бензин?
Правила перевозки детей создавались в России как будто для того, чтобы прикончить школьные экскурсии в музей.
Но случилось иначе.
Теперь не школа едет в музей, а музей приезжает в школу.
«Максимальное расстояние, на которое нам приходилось выезжать, двести пятьдесят километров от Оренбурга, – рассказывает научный сотрудник Оренбургского областного музея изобразительных искусств, куратор программы «Музей и село» Яна Малиночка. – Для нашей области это недалеко».
Яна и ее коллеги привозят в сельские школы передвижные выставки работ оренбургских художников и проводят мастер-классы с детьми.
Самые ценные экспонаты Оренбургского музея – это коллекция картин художников-передвижников. В 2013 году двигаться сами передвижники не могут: один сантиметр полотна – на вес золота.
Администрация музея и министерство культуры области нашли выход – с самых ценных картин коллекции делаются точные репродукции на холсте. Их и будут привозить в сельские школы.
«Это реальная практика, которая действует и у нас в области, – соглашается директор гимназии № 1 города Удомля Тверской области Елена Митякина. – Если наши ребята не смогут посетить музеи в Твери, мы сможем воспользоваться акцией «Музей приезжает в школу». Возможно заказать выставку с экспонатами музея».
Параллельно с этим появляется новая музейная специальность: экскурсовод по виртуальному посещению музея. В отдаленную школу приезжает научный сотрудник, привозят диск, подают изображение на большой экран.
И – вперед.

А зачем экскурсовод?

Не дает покоя мысль, что в этой модели кто-то лишний.
Школьники – если, конечно, власти регионов и впрямь обеспечили их современными IT- технологиями – могут сами посмотреть ту же самую экскурсию на диске. Или – в интернете.
CD-romы с коллекциями произведений искусства тех или иных музеев действительно используются в большинстве школ.
Разве трудно выпустить CD-rom с экскурсиями по областному музею? Или разместить на сайте этого музея виртуальную экскурсию?
Оказывается, трудно.
Некоторые региональные музеи, участники программы «Интермузей-2013», до сих пор не имеют работающих сайтов. Они пишут на своих визитках телефон, а предложения по образовательным программам рассылают в школы обычной почтой. «Этому как-то больше верят! – смущенно объясняют они. – И чаще читают!»
Расположенный в Сыктывкаре Национальный музей Республики Коми – в нем хранятся уникальные коллекции народного искусства – проводит со школьниками отдаленных территорий занятия по скайпу. Но музейные сотрудники не уверены в том, что когда-нибудь подобную серию уроков можно будет разместить на сайте музея.
А как же интернет-ресурсы крупнейших музеев России? В виртуальный филиал одного только Русского музея вкладывались миллионы. А ведь есть еще сайты Третьяковской галереи и Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина и музеев Московского Кремля…
В школах России эти интернет-ресурсы почти не знают. По простой причине: они не открываются.
По оценкам Счетной палаты РФ, 68% школ России имеют скорость подключения 128 килобит в секунду. Причем не факт, что у школ есть эти искомые 128 килобит. Именно эту скорость предусматривали решения по интернетизации образования. За нее и отчитывалось региональное начальство. Но даже на этой скорости (не говоря уже о более низкой) мультимедийные сайты открываться не будут.
Впрочем, в Москве мне тоже не удалось открыть ни одну из виртуальных прогулок по крупнейшим музеям России.
…Так что вряд ли сельская школа в ближайшем будущем сможет использовать этот канал для знакомства с мировым художественным наследием.
Большинству школ остается способ человечный и старый, как мир. В село или маленький городок приедет передвижная выставка. Учителям и детям привезут картины. Их будут долго ждать. И потом долго-долго вспоминать.