Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2012
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Дашковская Ольга

Губернаторов не будут оценивать по ЕГЭ?

Министр поддержал соответствующее предложение Общественного совета при ведомстве

Еще одним пунктом повестки заседания Общественного совета Министерства образования и науки РФ было совершенствование ЕГЭ. Кажется, уже трудно сказать или услышать что-то новое, тем не менее обсуждение было горячим и плодотворным.


Майя Пильдес, директор ГОУ «Гимназия № 56» Санкт-Петербурга, в целом поддерживает идею ЕГЭ и призывает формировать тестовую культуру с первого класса, однако большинство членов ОС разделяют другое убеждение: «Из-за ЕГЭ школьная система все больше и больше поражается вирусом формализма, поскольку задача подготовки к ЕГЭ и развитие личности – вещи несовместимые; и основной удар пришелся по гуманитарным предметам» (Сергей Волков, ЦО № 57).
Но директор Центра образования № 109 г. Москвы Евгений Ямбург напомнил собравшимся о том, что ЕГЭ есть и будет, поэтому необходимо думать о его совершенствовании. В частности, он предложил исключить из числа критериев оценки деятельности губернаторов средний балл ЕГЭ по региону: «Это подталкивает к фальсификациям». Предложение было принято единогласно всеми членами Общественного совета. Поддержал его и министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Также министр одобрил инициативу о продлении срока действия свидетельства с результатами ЕГЭ до трех лет. Как известно, сегодня он ограничен двумя годами. Более того, Дмитрий Ливанов пообещал, что данная поправка будет внесена при рассмотрении законопроекта «Об образовании в РФ» во втором чтении.
Жаль, что более смелые идеи – сделать свидетельство бессрочным, – высказанные другими членами Общественного совета, отклика не нашли.
Говорили и о совершенствовании процедуры ЕГЭ. Директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко (приглашенный член Общественного совета) считает необходимым «разделить ЕГЭ во времени» (то есть сдавать часть предметов после 9 класса, часть – после 11-го) и постепенно переходить от «бумажных» форм к компьютерным. В настоящее время в пилотном режиме отрабатывается компьютерный экзамен по информатике.
В серьезном совершенствовании нуждаются и КИМы для ЕГЭ. Прежде всего, как отметила Майя Пильдес, они должны соответствовать государственным образовательным стандартам. По ее мнению, это требование не всегда выполняется, так как в части С по математике есть «нерешаемые олимпиадные задачи».
Единого мнения опять не было: одни считают, что задания должны быть нацелены на проверку учащихся с разным уровнем подготовки; другие убеждены, что надо дифференцировать ЕГЭ на базовый и углубленный (профильный); третьи идут еще дальше, призывая разделить ЕГЭ на «школьный» и «вузовский».
За этот третий путь схватились. Некоторые эксперты уверены, что он спасет от дополнительных экзаменов, которые в порядке исключения уже разрешено проводить ряду ведущих вузов. А это – «по своим заданиям и требованиям» – несет серь­езную коррупционную составляющую. То есть главный смысл ЕГЭ аннулируется.
По мнению председателя Российского студенческого союза Артема Хромова, «и без того скупка результатов олимпиад, ЕГЭ стала нормой: тот, кто имеет «кэш», может поступить в любой престижный вуз страны».
Правила приема в вузы планируется рассмотреть на следующем заседании Общественного совета.